Игра

13.09.2021

«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». М.Монтель Дошкольным возрастом, согласно наиболее распространённой в отечественной психологии периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, считается возраст ребенка от 3 до 7 лет. Игра для ребенка дошкольного возраста – это не только любимое и главное, но и постоянный вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени. Понятие "ведущая деятельность" было введено А.Н. Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики человека. Таким образом, игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника и нередко гармоничность психомоторного развития детей дошкольного возраста определяется нормальным развитием его игровой деятельности. А.В. Луначарский отмечал особое значение игры в развитии детей: "Неправда, будто игра не серьезна. Для ребенка серьезна любая игра. Ибо, играя, он живет. Он только тогда и живет, только тогда и упражняется, только тогда растит душу и тело, когда играет".

Игра – самоценная деятельность для детей, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и сейчас», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Игра имеет большое значение и для развития личности ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретает опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Традиционная классификация игр: • Творческие игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, строительноконструктивные, театрально-художественные, • Игры с правилами: дидактические, подвижные. Сюжетно-ролевые игры: На протяжении детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетно – ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определят линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.д. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Темы сюжетно-ролевых игр различны, направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. Режиссерские игры: В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки). Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью  режиссера спектакля, фильма. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной книги. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. В игре главным компонентом является речь. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые и выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, ритм высказываний, логические ударения и. т.д. Особенностью режиссерской игры является то, что «партнеры – игрушки» - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Театрализованные игры: Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы). Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями). В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно – ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетноролевой (игра в театр), дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, творчество. Дидактические игры: Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. 

 1.Обучающая (дидактическая) задача. Для детей обучающая задача формируется как игровая. В игровой задаче раскрывается «программа» игровых действии. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: « Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и.т.д. 

 2. Игровые действия. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: нащупать игрушку, описать ее и. т.д. Детей в дидактической игреувлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия. 3.Правила. Правила обеспечивают реализацию игрового действия. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу. Дидактические игры используются на занятиях, как эффективное средство обучения и в самостоятельной деятельности детей. Подвижные игры: Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности) по преобладающим движениям (игры с мячом, с лентами, с обручем) Подвижные игры различают также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.
Хочу такой сайт

Просмотров всего: , сегодня:

Аналитическая справка Игра. ноябрь 2021.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 07.11.2022

Дата обновления: 07.11.2022

Дата публикации: 13.09.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».