СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1 Подраздел 1.1. Подраздел 1.2. РАЗДЕЛ 2 Подраздел 2.1 . Подраздел 2.2. Подраздел 2.3. РАЗДЕЛ 3 Подраздел 3.1. Подраздел 3.2. Подраздел 3.3. Подраздел 3.4. Программа развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 233 2 Общие затраты и источники финансирования реализации Программы развития 3 Анализ результатов реализации Программы развития (2018 - 2022) 3 Сущность и окружение Программы развития Концепция Цель Программы развития Задачи Программы развития 8 9 11 11 Технология и механизм реализации Программы развития 13 Возможные способы достижения цели Программы 13 Характеристики выбранного способа Формы и механизмы сопровождения реализации Программы развития. Потенциальные партнеры. РАЗДЕЛ 4 Показатели эффективности Программы развития РАЗДЕЛ 5 План финансирования мероприятий Программы развития 14 16 17 18 20 1 РАЗДЕЛ 1 Программа развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 233 Основания для разработки и внесения изменений (правовые акты и иные документы): Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»; Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»; Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-O3 «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями от 22 ноября 2022 года N 134-ОЗ); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 № 588-ПП «Об утверждении стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.07.2021 № 689-Д «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Свердловской области»; Стратегический план развития Екатеринбурга (в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 № 12/81); Постановление № 375 от 27.02.2019 О разработке стратегий социальноэкономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года; 2 Постановление Администрации города Екатеринбурга от 07.06.2022 № 1523 «Об утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование – стандарт «Пять звезд»; Подраздел 1.1. Общие затраты и источники финансирования реализации Программы развития Т а б л иц а 1 Общие затраты на реализацию Программы развития Затраты На разработку проекта На реализацию проекта Итого Сумма, тыс. руб. 0 12287 12287 Таблица2 Источник финансирования реализации Программы развития Источник финансирования Бюджетные средства, в том числе: федеральный бюджет региональный бюджет муниципальный бюджет Внебюджетные дополнительные привлеченные средства(доходы от дополнительных образовательных услуг и прочие доходы, предусмотренные нормативно-правовыми документами, регламентирующими финансовохозяйственную деятельность образовательного учреждения) Итого Сумма, тыс.руб. 8885 0 2170 6715 3402 12287 Подраздел 1.2. Анализ результатов реализации Программы развития (2018 - 2022) Анализ проводился по направлениям деятельности, определенным Программой развития (2018 – 2022 гг.) с целью выявления степени достижения ожидаемых результатов и проектирования проблемного поля для разработки программы развития на период 2023 – 2027 годы. Цель программы развития на 2018 - 2022 года: Создание модели дошкольного учреждения, максимально обеспечивающей развитие личности ребенка с учетом 3 интеграции образования, воспитания, здоровьесбережения, через внедрение современных педагогических технологий. Реализуемая Программа показала следующие результаты: 1. Отмечается стабилизация состояния здоровья детей, уровня их физического развития. Такие результаты достигнуты за счет системного контроля, тесной взаимосвязи всех специалистов и педагогов при организации воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов, создания специальной коррекционной среды, реализация комплексной программы «Здоровый малыш». 2. Приобретены новые пособия для детей с проблемами речи, зрения и слуха, новые развивающие пособия для коррекции недостатков в психофизическом развитии. Дополнена развивающая среда сенсорной комнаты, физкультурного зала, групповых помещений, кабинетов специалистов. В 2021, 2022 годах МАДОУ – детскому саду № 233 присоединили два здания, один их которых имеет бассейн. 3. Отмечено активное участие коллектива и воспитанников в мероприятиях различного уровня. Регулярное участие в общественной и методической работе МАДОУ – детского сада № 233, города, области, страны свидетельствует о творческой самореализации и саморазвитии педагогов: международный исследовательский проект "Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон" (инновационная методическая сеть "Учусь учиться") (Приказ № 63/22-458МИП от 31.10.2022) – 10 педагогов – участники международного фестиваля «Задача дня» (сертификаты участников); межрегиональная площадка сетевого партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность» (программа УНИТВИН ЮНЕСКО) (Соглашение от 1 марта 2021г) 2021г. всероссийский флешмоб «Зеленые дела» - 4 педагога; 2021г. конкурс на лучшее оформление информационного стенда «Борьба с загрязнениями пластиковыми материалами»; 2021г. городской эколого - краеведческий конкурс – квест «ЭКО-ГОРОД» 2 место 2022г. межрегиональном конкурсе для обучающихся «Мой любимый детский сад» 1 место. городской пилотный проект «Модели дошкольного образования для детей в возрасте 0+» (Распоряжение Департамента образования Администрации города Екатеринбурга № 2725/46/36 от 22.10.2020.). городской пилотный проект «Музейный бум в ДОО» (Распоряжение Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга от 06.12.2021 № 2494/46/36): 2021г. городской Фестиваль методических разработок музейно-образовательных проектов «Урок в музее»; 2022г. семинар-практикум для педагогов города Екатеринбурга «Культурнообразовательный кластер как форма единого образовательного пространства». - проводятся практические занятия для студентов ГАПОУ СО «СОМЭПК» в рамках осуществления подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. 4 4. Расширен спектр предоставления дополнительных образовательных услуг в соответствии с запросами родителей (законных представителей), появились новые платные образовательные услуги: социально-гуманитарной направленности «УмникУМ», «Шахматы»; оздоровительных услуг: Соляная шахта. Охват воспитанников увеличен до 60 % (82 человека). В связи с ограничительными мероприятиями по распространению новой короновирусной инфекции, задача по расширению поля социального партнерства решена не полностью и включена для реализации на следующий период. По итогам независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, расположенными на территории Свердловской области, в 2022 году МАДОУ – детский сад № 233 получил 99,74 балла. 14 место в интегральном рейтинге среди всех образовательных организаций Свердловской области. Результаты МКДО в 2022 году показали, что работой МАДОУ – детского сада № 233 за отчетный период удовлетворены 97,73 % родителей. Внешняя оценка качества дошкольного образования составляет 3,28 баллов. Программа развития МАДОУ – детского сада № 233 на 2018 - 2022 годы выполнена в полном объеме. Анализ деятельности показал тенденцию результатов к росту, что указывает на эффективность выбранных на 2018-2022 годы направлений развития. В тоже время, постоянно изменяющаяся среда требует внесения корректировок в цель и задачи Программы, а также развития новых проектов и концепций. Анализ кадрового состава Анализ кадрового состава показал, что в здании по адресу: ул. Фрунзе, 57 сформировался профессиональный, стабильный, компетентный коллектив, способный решать поставленные задачи; владеющий различными формами и методами работы; имеющий позитивный опыт консультирования родителей в вопросах воспитания и образования детей. В течении последнего года произошли существенные изменения. На сентябрь 2022 года в здании по адресу ул. Фрунзе, 57 из 11 педагогов 4 – молодых специалиста (стаж до 5 лет). В здании по адресу ул. Шаумяна 87/2 из 12 педагогов 6 – молодые специалисты. В здании по адресу ул. Шаумяна, 79 из 10 педагогов 7 – молодые специалисты. Общее количество педагогов – 29 человек. Разработана и внедрена Программа управленческой деятельности администрации по организации процесса аттестации и повышения профессионального мастерства педагогических работников МАДОУ –детского сада № 233: - систематическое повышение квалификации всех педагогических кадров Таблица 3 количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации 2018 год 2022 год 80 % 100 % 5 - организовано корпоративное обучение с МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», ГАОУ ДПО СО «ИРО». - регулярное активное участие педагогических кадров в конкурсном движении: финалисты городского конкурса «Педагогическая инициатива» - 2019; 2019 г., организаторы конкурса книжек-малышек «Инженером стать хочу – пусть меня научат!» в рамках городского Фестиваля «Всё в твоих руках!»; 2019 г., 1 место городского конкурса «Воспитатель года» – 2019; - педагоги повысили свою педагогическую компетентность, творческий потенциал через участие в конференциях, семинарах, конкурсах разного уровня: международного, федерального, областного, муниципального. - педагоги активно принимали участие и активно делились своим опытом в международных, федеральных, областных, городских мероприятиях. Наблюдается положительная динамика участия коллектива в конкурсном движении. Проведенный анализ показывает, что 42% педагогов являются постоянными участниками конкурсов, 34% педагогов принимают эпизодическое участие, 24% педагогов не принимают участие из-за отсутствия опыта. При этом 45% педагогов чаще выбирают участие в творческих и онлайн-конкурсах, по сравнению с конкурсами профессионального мастерства районного, городского и регионального уровней. 40% педагогов, принимающих участие в научно – исследовательской деятельности, публикующих свои статьи в профессиональных изданиях. Анализ активности педагогов по распространению педагогического опыта указывает на достаточность мотивации к участию в мероприятиях по обобщению и представлению профессионального опыта педагогическому сообществу. В связи с переходом в онлайн формат для взаимодействия участников образовательного процесса, появилась необходимость формирования digitalкомпетенций педагогов. Анализ образовательной среды Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям программ, реализуемых в МАДОУ; способствует развитию познавательной сферы, сохранению психического и физического здоровья воспитанников. Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка. В последние годы благодаря естественному приросту и миграционному притоку численность населения Екатеринбурга стабильно увеличивается и, как следствие, возрастает спрос на услуги общего и дополнительного образования. По инициативе администрации МАДОУ – детского сада № 233 в 2021, 2022 годах были присоединены два здания. Численность детей увеличилась с 88 до 210 человек. В настоящее время наблюдается рост количества детей старшего дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии, усвоении сенсорных эталонов, моторных навыков, формировании высших психических функций; - недостаточность в организации образовательного пространства, направленное на 6 выявление талантов и способностей детей; - высокий уровень заболеваемость, низкий иммунитет у детей дошкольного возраста. Анализ взаимодействия с семьей Анализ взаимодействия МАДОУ с семьей показал, что степень вовлеченности в образовательную деятельность МАДОУ составляет 95%; потребность родителей в информации об образовательном процессе в МАДОУ удовлетворена на 97,73%. Семьи воспитанников могут в доступной форме получить информацию о питании, безопасности, достижениях своих детей, конкурсном движении. Эта информация размещена на стендах МАДОУ, личных страницах педагогов на сайте учреждения. Оперативное взаимодействие воспитателей и родителей через онлайн-общение посредством чата, форума, сайта МАДОУ. Наблюдается активное включение родителей в практические формывзаимодействия с педагогами: совместные проекты, акции, конкурсы. Особенно продуктивными формами стали выставки совместных творческих работ. Результаты независимой оценки качества образования в части показателей, характеризующих критерий «удовлетворенность условиями оказания услуг» составляет 97,73 % родителей. Проблемы. Отмечено, что малоактивная позиция родителей в образовательном процессе МАДОУ, связаннаяс дефицитом времени; - смешанный контингент родителей, обладающих различными целями и ценностными ориентациями приводят к несогласованности требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей; - потребность в адаптационных мероприятиях для детей раннего возраста, не посещающих детский сад. Анализ взаимодействия с социумом. Проектирование различных моделей системы образования становится все более востребованным современным социумом. Создание культурно-образовательного кластера решает не только образовательные запросы воспитанников и родителей, но и решает задачи культурно- просветительского характера, способствует реализации концепции единения семьи и детского сада. Это единая образовательная система, по организация досуговой и образовательной деятельности детей дошкольного возраста, педагогов и родителей через разнообразные программы и различные формы культурологической деятельности. Состав культурно-образовательного кластера: МАОУ лицей № 3, МАДОУ – детский сад № 366, МАУК Детский театр балета Щелкунчик, Библиотека № 3, ГАУК СО Центр традиционной народной культуры Среднего Урала, МБУКДО «Детская хоровая школа № 4», МАОУ КДО «Детская музыкальная школа № 6». Проблема. К сожалению, здания по адресу ул. Шаумяна 87/2 и ул. Шаумяна, 79 имеют территориальную удаленность от культурно-образовательных объектов. 7 РАЗДЕЛ 2. Сущность и окружение Программы развития Проблема. Важнейшей целью образования сегодня является создание условий для формирования личности, стремящейся к непрерывному образованию на протяжении всей жизни для достижения личного благополучия и благополучия страны. В период необходимости резкого скачка инновационного развития экономики особое значение приобретает понимание новым поколением традиций и направлений развития своего региона, значимости вклада региона в развитие страны, осознание своего места и своей роли в инновационных процессах региона. Промышленность Свердловской области оказывает определяющее воздействие на социально-экономическое состояние региона, обеспеченность предприятий промышленного комплекса достаточным количеством высококвалифицированных инженерных кадров. Анализ современных тенденций развития страны, образования, направлений образовательной политики МАДОУ определяют проблему: как построить систему работы детского сада по созданию единого познавательного и образовательного пространства, способствующего популяризации и осознанного выбора профессий в будущем, в соответствии с приоритетными направлениями развития образования Российской Федерации и Свердловской области? В тоже время приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Недостаточный уровень современных компетенций педагогических кадров для реализации комплекса задач, направленных на обеспечение качества дошкольного образования. Отсутствие эффективной системы межотраслевого сотрудничества, обеспечивающего индивидуализацию образования; Низкая динамика вовлечения родителей (законных представителей) и общественности в процессы управления и оценки деятельности образовательных организаций. Целевые группы: Администрация МАДОУ - детского сада № 233, педагогические работники, родители (законные представители), социальные партнеры. Последствия не решения проблемы. Для педагогических работников: низкий уровень (не более 50% педагогов) владения современными компетенциями приведёт к невостребованности работников на рынке образовательных услуг и снижению имиджа образовательной организации. Дефицит ресурсов, обеспечивающих индивидуальные образовательные потребности воспитанников. Недостаточный уровень системы вариативного, адресного, дифференцированного психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей). Родители (законные представители) не проявляют активности во включении их в образовательную деятельность как равноправных участников образовательных отношений. Большинство родителей (законных представителей) отстранены от 8 непосредственного участия в образовательной деятельности, почти нет проявления образовательной инициативы и творческой активности. Недостаточно связей с общественностью по вопросам преемственности, по вопросам реализации проектов «Мультстудия», «Наураша», «Аква-лфк», «Культурнообразовательный кластер». Малое количество организаций с подобным направлением работы. Дефицит ресурсов, обеспечивающих индивидуальные образовательные потребности воспитанников. Последствия решения проблемы. Качественные изменения системы образования в МАДОУ – детском саду № 233: доступность дошкольного образования; конкурентоспособность и престиж учреждения; эффективная система выявления и адресной поддержки одаренных детей; доступное и качественное дополнительное образование. для педагогических работников: высокий уровень квалификации и профессионализма, творческого потенциала, повышение имиджа МАДОУ. равные стартовые возможности для продолжения освоения образовательных программ следующего уровня, развитие способностей и интересов в процессе обучения, высокая активность и успешность в жизни; сбалансированная сеть участников культурно-образовательного кластера, художественной, естественнонаучной направленности, технического творчества воспитанников, предполагающее дальнейшее обучение в данном направлении и совместные творческие проекты; Активизация деятельности родителей через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте МАДОУ). 2.1. Концепция развития образовательной организации Актуальность разработки Программы развития обусловлена модернизацией системы образования Российской Федерации, а именно выход новых нормативных документов, диктующих основные положения и нормы функционирования современного детского сада. Ключевая идея развития детского сада ориентирует коллектив на создание качественного образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей). Содержание Программы развития опирается на актуальный уровень развития МАДОУ, имеющихся условий и ресурсного обеспечения (научнометодическое, материально-техническое, информационное, кадровое, финансовое), потенциальные возможности коллектива и администрации, ожидания родителей и социума. Инструментами достижения нового качества образования, актуальными для МАДОУ, выступают: – формирование цифровых компетенций педагогических работников; – методическое сопровождение родителей (законных представителей); – инновационная деятельность; 9 – вовлечение в образовательный процесс внешних субъектов (родителей, социальных институтов и др.); – система выявления и поддержки одарённых детей. Концепция развития МАДОУ основывается на реализации права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы личностного развития и успешного обучения в школе. Концептуальной идеей развития МАДОУ является создание педагогической системы, отвечающей современным требованиям воспитания и развития ребенка, формирование активной личности, способной реализовать и проявлять свой внутренний потенциал в современном мире, способного активно мыслить и действовать. Она ориентирует коллектив на создание качественного образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников и их родителей. Ключевая установка определяется убеждением, что каждый ребенок – успешный дошкольник. Успешность выпускника дошкольного учреждения предполагает личностную готовность его к обучению в школе и выражается во «внутренней позиции школьника» (то есть готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика), включающей сформированность мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий. Вместе с тем, необходимы технологии, которые делают дошкольников активными участниками образовательного процесса, в основе которых лежит идея формирования социально-активной личности. Для развития ребенка необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Вовлечение родителей в качестве активных участников образовательного процесса будет плодотворно влиять на детско-родительские отношения. Основным результатом должно стать современное учреждение, реализующее качественные образовательные услуги, удовлетворяющие социальный заказ государства и родительского сообщества. Перспективное развитие направлено на объединение усилий всех заинтересованных субъектов образовательных отношений и социальных партнеров для достижения цели Программы развития, формирования единого образовательного пространства, обеспечивающего совместный успех в развитии каждого воспитанника. Модернизация образовательной среды обеспечит высокое качество и доступность дошкольного образования. Изложенный анализ состояния МАДОУ – детского сада № 233 диктует необходимость достижения нового качества воспитания и образования через использование инновационного потенциала организации, через готовность коллектива выполнять новые задачи и создавать инновационные проекты и программы для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федеральной образовательной программы. Реализация концепции развития МАДОУ рассматривается как поэтапный процесс решения приоритетных задач. Предусмотрен порядок внесения изменений (актуализация) в Программу. 10 2.2. Цель Программы развития Обеспечение эффективного образовательного пространства МАДОУ – детского сада № 233, гарантирующего доступность, вариативность и качество дошкольного и дополнительного образования для детей с разными стартовыми возможностями. 2.3. Задачи Программы развития Таблица4 Задача Результат Показатель Значение показателя Развитие кадрового Повышение доля от общего 100 потенциала профессиональной числа педагогов, педагогических компетентности прошедших работников в педагогических повышение соответствии с работников в квалификации по предъявляемыми соответствии с современным требованиями к уровню требованиями программам, в том квалификации Профессиональных числе в области стандартов, через применения повышение цифровых квалификации, технологий (%) транслирование опыта на доля от общего 70 различных уровнях, числа педагогов, участие в инновационной систематически деятельности. применяющих инновационные образовательные технологии (%) доля от общего 80 числа педагогов, принимающих участие в распространении опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровне, участвующих в конкурсах профессионального мастерства (%) Создание условий для Создание личностно- Реализация плана 100 осуществления развивающей среды, для мероприятий целостного подхода к удовлетворения проекта «Акваукреплению здоровья ключевых лфк»» (%) 11 детей, интеллектуального развития, становлению гражданских, патриотических и нравственно-этических основ личности ребёнка. Совершенствование содержания и форм взаимодействия с семьей с учётом индивидуальных особенностей и потребностей родителей воспитанников Повышение конкурентоспособности организации путём предоставления широкого спектра качественных дополнительных психологических потребностей дошкольников, через налаживание гармоничных отношений с педагогами, родителями и друзьями; раскрытие внутренней мотивации к познанию, достижению и саморазвитию; воспитание гражданскопатриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций. Повышена психологопедагогическая компетентность субъектов программы в области семейного воспитания и семейного взаимодействия, организовано информационное сопровождение современной семьи, представленной в информационном образовательном пространстве детского сада. Доступность для воспитанников возможностей удовлетворения их индивидуальных потребностей, Реализация плана мероприятий проекта «Мультстудия» (%) Реализация плана мероприятий проекта «Наураша» (%) Доля мероприятий, включенных в годовой план, направленных на патриотическое, духовнонравственное и здоровьеформирующее воспитание проекта «Культурнообразовательный кластер» (%) Доля удовлетворенности основных субъектов – участников проекта качеством предоставляемых услуг (%) Доля от общего числа родителей (законных представителей), прошедших повышение квалификации по современным программам (%) Доля родителей (законных представителей), вовлеченных во взаимодействие с МАДОУ в том числе, в цифровом пространстве (%) Доля воспитанников (от общего числа), получающих дополнительные образовательные услуги (%) 100 100 80 95 60 100 95 12 образовательных услуг способностей и интересов в разных видах деятельности. Организация работы с неорганизованными детьми 0-3 лет, детьмиинвалидами и ОВЗ по оздоровлению средствами дополнительной общеразвивающей программы «Аква-лфк». Доля удовлетворенности родителей (законных представителей) набором и качеством дополнительных платных образовательных услуг предоставляемых в Учреждении (%) Число неорганизованных детей охваченных данной услугой (чел.) Доля софинансирования деятельности Учреждения за счет внебюджетных средств (%) 95 20 10 РАЗДЕЛ 3 Технология и механизмы реализации Программы развития. Подраздел 3.1. Возможные способы достижения цели Программы Таблица 5 Способы достижения Сильные стороны (S) Слабые стороны (W) 1. Ведомственный Освоение основной Не все дети дошкольного подход, при котором образовательной программы возраста имеют равные достижение цели составляет более 80% детей. стартовые возможности для программы обеспечивается Высокий уровень подготовки к школе. Слабо за счёт собственных познавательного развития развито речевое и социальноресурсов детей. коммуникативное развитие детей. Недостаточность индивидуального подхода к развитию детей, в том числе детей с ОВЗ. 2. Ведомственный подход, Конкурентоспособность и Недостаточный уровень системы при котором достижение престиж учреждения. вариативного, адресного, цели программы дифференцированного обеспечивается за счёт психолого-педагогического собственных ресурсов просвещения родителей (законных представителей). 3. Межведомственный Стабильные положительные Осторожное отношение подход, направленный на результаты в основе некоторых родителей к развитие взаимодействия воспитания духовно- расширению объемов организаций как системы нравственной личности с образовательной нагрузки. образования, так и активной жизненной Отсутствие выбора программ, 13 организаций социальной сферы для решения образовательных задач, взаимосвязь компонентов всех программных документов 4. Ведомственный подход, при котором достижение цели программы обеспечивается за счёт собственных ресурсов 5. Ведомственный подход, при котором достижение цели программы обеспечивается за счёт собственных ресурсов 6. Ведомственный подход, при котором достижение цели программы обеспечивается за счёт собственных ресурсов 7. Межведомственный подход, направленный на развитие взаимодействия организаций как системы образования, так и организаций социальной сферы для решения образовательных задач позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию воспитанников с другими людьми. Профессионализм и творческий потенциал педагогического коллектива. обеспечивающих духовнонравственное, патриотическое воспитание. Прагматизм образовательных запросов части родителей (законных представителей). Стремление части педагогов оградить себя от стрессовых ситуаций участия в конкурсах. Повышение квалификации педагогов в области ИКТ на внешних курсах. Информационная грамотность и информационная компетентность сотрудников МАДОУ дает возможность успешно адаптироваться к жизни в информационном обществе. Благополучная социальнопсихологическая характеристика большей части семьи (стабильные, благополучные с высоким образовательным уровнем и воспитательным потенциалом). Недостаточные условия для формирования в МАДОУ новой развивающей среды, основанной на систематическом использовании образовательных информационных технологий, включающих методическое и контентное обеспечение. МАДОУ удобно располагается в центре района; наличие новостроек. 25% возможных организаций охвачено партнерством. Наличие РППС, бассейна для посещения неорганизованных детей 0-3 лет. Слабая роль родителей (законных представителей) в управлении МАДОУ (недостаточное обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией образовательной программы, низкое участие родителей (законных представителей) в принятии вопросов по развитию МАДОУ в целом, не достаточная конструктивная активность и инициативность родителей. Недостаточно связей с общественностью по вопросам преемственности, по вопросам реализации проекта «Культурнообразовательный кластер», малое количество организаций с подобным направлением деятельности. Подраздел 3.2. Характеристика выбранного способа Приоритетным способом достижения цели программы развития ведомственный подход, направленный на решение поставленных задач. является 14 Учитывая значительный объем работы и многозадачность деятельности, ведомственный подход обеспечивается за счет включения в работу всех участников образовательных отношений: Департамента образования Администрации города Екатеринбурга, управления образования Ленинского района, педагогов, родителей (законных представителей) и воспитанников. Большое количество мероприятий организуются с привлечением собственных ресурсов МАДОУ, а также с привлечением ресурсов социальных партнеров. Общее руководство Программой развития осуществляет администрация и педагогический коллектив МАДОУ. Первая задача «Развитие кадрового потенциала педагогических работников в соответствии с предъявляемыми требованиями к уровню квалификации» и предъявляемыми требованиями к уровню квалификации» направлена на формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов (коммуникативных, креативных, цифровых, умение работать в команде). Активно будут развиваться сетевые формы КПК, которые позволят оптимизировать и рационально использовать кадровые, материальнотехнические, содержательные ресурсы учреждений, осуществить индивидуальные образовательные маршруты устранения профессиональных дефицитов. Ключевым направлением работы с кадрами является реализация мероприятий: презентация эффективных педагогических практик и технологий на профессиональных смотрах, форумах, конференциях, в том числе международных; организация участия педагогов и руководителей в профессиональных конкурсах. Вторая задача «Создание условий для осуществления целостного подхода к укреплению здоровья детей, интеллектуального развития, становлению гражданских, патриотических и нравственно-этических основ личности ребёнка» будет решаться целым комплексом мероприятий, учитывающим потребности детей с разными образовательными возможностями: одаренные дети, дети овз, дети-инвалиды. Создание условий в зданиях образовательного учреждения для организации работы с детьми с ограниченными возможностями (устройство пандусов, оснащение санузлов, комнат психологической разгрузки и кабинетов дефектологов, размещение навигационных табличек с шрифтом Брайля, приобретение увеличительного оборудования для слабовидящих детей и т.д.). Реализация мероприятий проекта «Модели дошкольного образования 0+» обеспечивающие стабильное функционирование центра игровой поддержки, патронажа, детско-родительских клубов на базе МАДОУ. Развитие вариативности реализуемых программ, которые будут учитывать способности и интересы каждого конкретного ребенка. Реализация плана мероприятий проекта «Аква-лфк»» 100%, проекта «Мультстудия» 100 %, проекта «Наураша» 100 %. Создание условий для раскрытия интеллектуальных возможностей как можно большего числа детей рассматривается как залог конкурентоспособности и успешного развития города Екатеринбурга. Воспитание гражданско-патриотических чувств ребенка, сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций, при реализации сетевого взаимодействия между организациями различных сфер деятельности различной тематической направленности в рамках реализации городских сетевых инновационных проектов. В соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования, федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования будут внесены изменения в образовательные программы МАДОУ, а также рабочие программы педагогов и специалистов. 15 В рамках решения третьей задачи «Совершенствование содержания и форм взаимодействия с семьей с учётом индивидуальных особенностей и потребностей родителей воспитанников» реализуется проект «Школа счастливого родителя», обеспечен учет мнения семьи и общества в вопросах обучения и воспитания детей, включение родительской общественности в деятельность МАДОУ на всех уровнях. Планируется не только развивать практику привлечения родителей (законных представителей) к участию в различных мероприятиях, но и вовлекать в процесс функционирования и оценки деятельности МАДОУ. Мероприятия с родителями (законными представителями) будут направлены на психолого-педагогическое просвещение, выстраивание эффективных коммуникаций, повышение степени ответственности за совместную с МАДОУ деятельность. Четвертая задача «Повышение конкурентоспособности организации путём предоставления широкого спектра качественных дополнительных образовательных услуг» обеспечивает доступность для воспитанников возможностей удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности. Организация работы с неорганизованными детьми 0-3 лет, детьми-инвалидами и ОВЗ по оздоровлению средствами дополнительной общеразвивающей программы «Аква-лфк». Современная образовательная среда в МАДОУ для дополнительного образования детей разных категорий будет создаваться за счет выполнения следующих мероприятий: оснащение оборудованием и поддержание санитарным нормам бассейна и соляной комнаты; организация мульт-лаборатории «Мультстудия» для дошкольных учреждений включает в себя: оборудование для детской мультипликации, программное обеспечение для съемки и редактирования, а так же курсы для педагогов; приобретение современного оборудования, пособий и игр для развития конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста. Подраздел 3.3. Формы и механизмы сопровождения реализации Программы развития. Формы и механизмы сопровождения проекта Краткая характеристика форм и механизмов сопровождения Медийное сопровождение Официальный сайт Ленинского района г. Екатеринбурга (ленинский.екатеринбург.рф ), официальный сайт МАДОУ, официальные группы и аккаунты в социальных сетях, СМИ города Екатеринбурга Представление в Интернете (блоги, форумы, Освещение информации о деятельности социальные сети, другие сетевые площадки и МАДОУ на Официальный сайт структуры) Ленинского района г. Екатеринбурга (ленинский.екатеринбург.рф ), официальный сайт МАДОУ, официальные группы и аккаунты в социальных сетях, Массовые публичные мероприятия Выставки, форумы, конкурсы профессионального мастерства 16 Подраздел 3.4. Потенциальные партнеры. Наименование организации 1 УрФУ, УрГПУ, профильные институты и учреждения СПО Способ привлечения к реализации стратегического проекта (краткое описание) 2 Подготовка педагогических кадров, проведение совместных мероприятий, научное и консультационное сопровождение инновационной деятельности образовательных организаций; проведение экспертизы деятельности и результатов системы образования Реализация муниципальных программ Муниципальные органы управления образованием Образовательные Реализация мероприятий проектов Программы развития учреждения (ДОУ, СОШ) Подрядные и строительные Заключение соглашений на строительство и капитальный организации ремонт зданий и помещений образовательных организаций, поставку учебного оборудования Учреждения социальной Проведение совместных мероприятий, образовательных сферы (здравоохранения, проектов культуры, физической культуры и спорта) СМИ Организация информационного освещения мероприятий Стратегического проекта Общественные Участие организаций города Екатеринбурга в реализации организации мероприятий проектов Программы развития; информационная и организационная поддержка проводимых мероприятий 17 РАЗДЕЛ 4. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Единица измерения Текущее значение показателя Плановое значение по годам реализации 2024 2027 Итоговый результат 2027 Задача Наименование показателя Развитие кадрового потенциала педагогических работников в соответствии с предъявляемыми требованиями к уровню квалификации доля от общего числа педагогов, прошедших повышение квалификации по современным программам, в том числе в области применения цифровых технологий % 75 Не менее 85 Не менее 100 100 доля от общего числа педагогов, систематически применяющих инновационные образовательные технологии % 40 Не менее 45 Не менее 70 70 доля от общего числа педагогов, принимающих участие в распространении опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровне, участвующих в конкурсах профессионального мастерства % 42 Не менее 50 Не менее 80 80 Процент детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами различной направленности. % 30 Не менее 70 Не менее 100 100 Доля мероприятий, направленных на патриотическое, духовно-нравственное и здоровьеформирующее воспитание проекта «Культурно-образовательный кластер» % 50 Не менее 70 Не менее 80 80 Доля удовлетворенности основных субъектов – % 90 Не менее Не менее 96 Создание условий для осуществления целостного подхода к укреплению здоровья детей, интеллектуального развития, становлению гражданских, патриотических и нравственно-этических основ личности ребёнка Совершенствование содержания и форм взаимодействия с семьей с учётом индивидуальных особенностей и потребностей родителей воспитанников Повышение конкурентоспособности организации путём предоставления широкого спектра качественных дополнительных образовательных услуг участников проекта качеством предоставляемых услуг 92 95 Доля от общего числа родителей (законных представителей), прошедших повышение квалификации по современным программам (%) % 60 Не менее 65 Не менее 70 80 Доля родителей (законных представителей), вовлеченных во взаимодействие с МАДОУ в том числе, в цифровом пространстве (%) % 50 Не менее 70 Не менее 100 100 Доля воспитанников (от общего числа), получающих дополнительные образовательные услуги (%) % 80 Не менее 90 Не менее 95 95 Доля удовлетворенности родителей (законных представителей) набором и качеством дополнительных платных образовательных услуг предоставляемых в МАДОУ (%) % 80 Не менее 90 Не менее 95 95 человек 0 Не менее 15 Не менее 20 20 % 5 Не менее 5 Не менее 10 10 Число неорганизованных детей охваченных данной услугой (чел.) Доля софинансирования деятельности МАДОУ за счет внебюджетных средств (%) 19 РАЗДЕЛ 5. ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Таблица8 Наименование мероприятия Источники Затраты на реализацию задач, тыс.руб. Итоговые финансирования затраты, 2023 2024 2025 2026 2027 тыс.руб Задача 1: «Развитие кадрового потенциала педагогических работников в соответствии с предъявляемыми требованиями к уровню квалификации». региональный 30 30 30 30 30 150 бюджет Обновление содержания и технологий образования, развитие вариативности реализуемых образовательных муниципальный 0 0 0 0 0 0 программ. бюджет внебюджетные 10 10 10 10 10 50 средства региональный 0 0 0 0 0 0 бюджет Проведение конференций, круглых столов, семинаров и др. муниципальный 150 170 200 220 225 965 мероприятий совместно с социальными партнерами для бюджет обмена опытом между педагогическими работниками внебюджетные 10 10 15 15 20 70 средства региональный 0 0 0 0 0 0 бюджет Участие педагогов в конкурсах профессионального муниципальный 160 180 220 220 230 1010 мастерства, участие во всероссийских и межрегиональных бюджет мероприятиях, трансляция опыта. внебюджетные 5 12 15 15 15 62 средства Задача 2: «Создание условий для осуществления целостного подхода к укреплению здоровья детей, а также для способствующих становлению гражданских, патриотических и нравственно-этических основ личности ребёнка». 104 104 104 104 Обновление помещений бассейна, соляной комнаты региональный 104 520 (приобретение спортивного инвентаря, оборудования, бюджет * материалов для обеспечения надлежащего санитарного состояния помещений) муниципальный 20 30 30 40 40 160 бюджет внебюджетные 30 30 40 40 50 190 средства региональный 0 0 0 0 0 0 бюджет Организация и проведение мероприятий направленных на муниципальный 130 140 160 200 200 830 патриотическое, духовно-нравственное и бюджет здоровьеформирующее воспитание внебюджетные 30 35 40 40 45 190 средства региональный 300 300 300 300 300 1500 бюджет Реализация плана мероприятий проектов «Мультстудия», муниципальный 140 150 200 210 220 920 «Аква-лфк», «Наураша», «Культурно-образовательный бюджет кластер» внебюджетные 50 50 70 90 100 360 средства Задача 3: «Совершенствование содержания и форм взаимодействия с семьей с учётом индивидуальных особенностей и потребностей родителей воспитанников». региональный 0 0 0 0 0 0 бюджет Реализация системы мероприятий, направленных на муниципальный 160 160 200 210 220 950 воспитание личностных качеств дошкольников бюджет внебюджетные 20 30 30 40 50 170 средства региональный 0 0 0 0 0 0 бюджет Проведение совместных мероприятий с родителями, муниципальный 150 150 170 190 200 860 реализация детско-родительских проектов бюджет внебюджетные 20 30 30 40 50 170 средства 21 Внедрение новых форм информационнокоммуникационного взаимодействия участников образовательного процесса региональный бюджет муниципальный бюджет внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 170 200 210 210 230 1020 50 70 90 120 410 80 Задача 4: «Повышение конкурентоспособности организации путём предоставления спектра качественных дополнительных образовательных услуг». региональный 0 0 0 0 0 бюджет Подготовка кадров (повышение квалификации, муниципальный 0 0 0 0 0 переподготовка) бюджет внебюджетные 50 60 70 80 90 средства региональный 0 0 0 0 0 Затраты на приобретение материально-технического бюджет оснащения и методических материалов для запуска новых муниципальный 0 0 0 0 0 образовательных услуг бюджет внебюджетные 250 270 270 290 300 средства 434 434 434 434 региональный 434 бюджет муниципальный 1080 1180 1390 1500 1565 Итого: бюджет внебюджетные 525 607 670 750 850 средства *Объемы финансирования уточняются в соответствии с целевыми муниципальными программами 0 0 350 0 0 1380 2170 6715 3402 22