1 Содержание 11. Пояснительная записка................................................................... .........2 1.1. Актуальность программы..............................................................2 1.2. Объем программы....................................................................... . .2 1.3. Режим занятий и формы обучения................................................2 2. Цели и задачи программы………………………………………..............3 3. Содержание программы.............................................................................3 3.1. Учебный план…………………………………….............................5 4. Планируемые результаты...........................................................................7 5. Условия реализации программы................................................................9 5.1. Материально-техническое обеспечение...........................................9 5.2. Кадровое обеспечение…………………............................................9 6. Формы оценки результатов......................................................................10 7. Методическое обеспечение программы…...............................................11 Приложение. Рабочая программа. 2 1. Пояснительная записка. Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Студия танца "Каблучок" имеет художественную направленность. Данная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, с учетом в содержании рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы. Программа "Студия танца "Каблучок" ориентирована на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно- эстетическое развитие личности ребёнка. При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ №273, гл.10 ст.25 п.1), но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Приложением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Студия танца «Каблучок» является рабочая программа педагога дополнительного образования. 1.1.Актуальность программы: предполагает целенаправленною работу по обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения творческих потребностей для духовного, интеллектуального развития, посредствам приобщения их к миру танца, народной, эстрадной и классической музыки. Новизна программы «Студия танца «Каблучок»» состоит в личностноориентированном обучении. Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации своих способностей, как в коллективе, так и индивидуально. Отличительная особенность программы: приобщение детей к музыкальноритмической деятельности с раннего возраста (2 года) на основе «вовлекающего» показа педагога. Адресат: дети дошкольного возраста 2-7 лет. 1.2. Объем программы. Программа рассчитана на 5 лет обучения. Объем программы - 400 часов. Учебный год в течении 10 месяцев. 80 занятий в учебный год. 1.3. Режим занятий и формы обучения. В работе используются формы: групповые занятия 2 раза в неделю. 10 минут - группа раннего возраста 2-3 лет 15 минут - группа младшего возраста 3-4 года 20 минут – группа среднего возраста 4-5 лет 25 минут - группа старшего возраста 5-6 лет 30 минут – подготовительная группа 6-7 лет Итого 80 занятий в год - сводные концерты 4 раза в год, - открытые занятия, - доминантные занятия, - тематические (сюжетные) занятия. В работе используются следующие методы: показ взрослого, показ старших детей, словесные объяснения, демонстрация видеоматериалов. 3 Уровень программы: базовый. 2. Цели и задачи воспитательно-образовательной работы. Цель - формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами танцевального искусства. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач: 1. Развивая детей средствами танца, сформировать восприятие музыкальных образов и способности выражать их в движении. 2. Стимулировать познавательные процессы личности ребенка: восприятие, память, мышление, воображение. 3. Расширить возможности коммуникации невербальными средствами. 4. Овладеть культурой движений: правильная постановка корпуса и рук, умение сочетать движения в разных плоскостях, с различной амплитудой и темпом, 5. Развивать ритмичность и координацию движений, укреплять все группы мышц. 6. Обогатить эмоционально-волевую сферу. 7. Воспитание позитивных межличностных взаимоотношений в группе. 8. Создание благоприятных условий для усвоения детьми дошкольного возраста социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Программа построена с учетом следующих принципов: 1. Принцип систематичности обуславливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений и навыков. 2. Принцип постепенности: построение занятий в соответствии с правилами – «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Постепенность обеспечивается постепенным усложнением изучаемых движений, чередованием нагрузки и отдыха. 3. Принцип индивидуальности: осуществление индивидуального подхода к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития. 4. Принцип доступности: соответствие задач, средств, методов, танцевальноритмических композиций возрастным возможностям и уровню подготовки детей. 5. Принцип наглядности: четкий, грамотный показ преподавателем упражнений и элементов танца. 6. Принцип творчества: обеспечение возможности для каждого ребенка возможности приобретения собственного опыта творческой деятельности. 3. Содержание программы. Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Студия танца "Каблучок" имеет художественно направленность. Программа имеет модульную структуру. Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. модуль «Ритмопластика» модуль «Танцевальные элементы и шаги» модуль «Танцевально-ритмические композиции» модуль «Этикет и игры» 4 При реализации каждого модуля учтены возрастные особенности и содержание направлений развития и образования детей дошкольного возраста: "Физическое развитие» «Социальнокоммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» развитие физических качеств, необходимых для музыкальноритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской танцевальной деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. развитие свободного общения с детьми и взрослыми в области танца; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи, формирование представлений о музыкальной танцевальной культуре и танцевальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу расширение кругозора детей в области танца; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере танцевального искусства, приобщение к различным видам танцевального искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. Обогащение словарного запаса. Занятия строятся по определенной структуре: Вводная часть (подготовка детей к основной части, разминка). Основная часть (изучение технических элементов, составление композиций, совершенствование изученных схем). Заключительная часть (выполнение игровых элементов под музыку). Виды занятий: Учебное занятие; Открытое занятие; Беседа; Игра; Танцевальное соревнование; Занятие-праздник; Концерт; Конкурс; Фестиваль. 5 3.1. Учебный план Модуль модуль «Ритмопла стика» 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год обучения обучения обучения обучения обучения Дети 2-3 лет Дети 3-4 лет Дети 4-5 лет Дети 5-6 лет Дети 6-7 лет Теор Практ Теор Практ Теор Практ Теор Практ Теор Практ ия/ ика/ ия/ ика/ ия/ ика/ ия/ ика/ ия/ ика/ заня заняти заня заняти заня заняти заня заняти заня заняти тия я тия я тия я тия я тия я 4 12 3 13 3 12 4 12 4 12 модуль «Танцевал ьные элементы и шаги» модуль «Танцевал ьноритмическ ие композици и» 4 10 3 13 3 14 4 12 4 12 6 20 7 23 5 24 4 24 4 24 модуль «Этикет и игры» 6 18 5 13 5 14 5 15 5 15 Итого 20 60 18 62 16 64 17 63 17 63 Всего 80 80 80 80 80 Учебный план Первого года обучения « Студия танца « Каблучок»» 6 для детей группы раннего возраста 2-3 года. Раздел программы теория практика всего 1 Разминка (ритмопластика) 4 12 16 2 Танцевальные элементы и шаги Танцевально-ритмические композиции Танцевальные игры. Этикет 4 10 14 6 20 26 6 18 24 Итого 20 60 80 3 4 Учебный план Второго года обучения « Студия танца « Каблучок»» для детей младшей группы 3-4 года. Раздел программы теория практика всего 1 Разминка (ритмопластика) 3 13 16 2 Танцевальные элементы и шаги Танцевально-ритмические композиции Танцевальные игры Этикет 3 13 16 7 23 30 5 13 18 Итого 18 62 80 3 4 Учебный план Третьего года обучения « Студия танца « Каблучок»» для детей средней группы 4-5 лет. Раздел программы теория практика всего 1 Разминка (ритмопластика) 3 12 15 2 Танцевальные элементы и шаги Танцевально-ритмические композиции Танцевальные игры Этикет 3 14 17 5 24 29 5 14 19 Итого 16 64 80 3 4 Учебный план Четвертого года обучения « Студия танца « Каблучок»» для детей старшей группы 5-6 лет. 7 Раздел программы теория практика всего 1 Разминка (ритмопластика) 4 12 16 2 Танцевальные элементы и шаги Танцевально-ритмические композиции Танцевальные игры Этикет 4 12 16 4 24 28 5 15 20 Итого 17 63 80 3 4 Учебный план Пятого года обучения « Студия танца « Каблучок»» для детей подготовительной группы 6-7 лет. Раздел программы теория практика всего 1 Разминка (ритмопластика) 4 12 16 2 Танцевальные элементы и шаги Танцевально-ритмические композиции Танцевальные игры Этикет 4 12 16 4 24 28 5 15 20 Итого 17 63 80 3 4 4. Планируемые результаты освоения программы: К концу курса дети должны знать: 6-8 программных танцев для самостоятельного исполнения Индивидуальные танцы, используемые на праздниках и развлечениях Азы партнерских отношений Предлагаемый объем танцевальных движений Должны уметь: Создавать посредством мимики, пластики, жеста характер и образ исполняемых героев Воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному описанию Сопереживать и ценить партнера по совместному творчеству (ровесника и взрослого) Радоваться успехам друг друга Критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей. 8 5. Условия реализации программы. 5.1. Материально-техническое обеспечение. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование Оборудование Фортепиано Музыкальный центр Проектор, экран Ноутбук Стол письменный Стулья большие Стулья маленькие Количество 1 1 1 1 1 9 35 Атрибуты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Колобки Шишки Топорики Фонарики Снежки Палочки метелиц Палочки снежинок Звезды пластиковые Звезды светящиеся Конфетки Короны серебристые Лопатки Дуга Цветы Платочки Колоски Листочки осенние 21 8 20 20 8 16 14 10 8 10 2 1 50 30 24 36 5.2. Кадровое обеспечение. Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе 9 исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. 6. Форма оценки результатов. Мониторинг развития детей в музыкально-ритмической деятельности проводится педагогом для составления плана работы с детьми 2 раза: в начале и конце учебного года. Основной метод педагогической диагностики – экспресс-наблюдение проявлений детей в процессе движения в условиях выполнения обычных или специально подобранных заданий на основе репертуара программы и включает в себя следующие параметры: Интерес к музыкальным движениям, эмоциональность и выразительность исполнения. Освоение различных видов движения в соответствии с программой, ориентация в пространстве, подвижность (лабильность) нервных процессов – умение переключаться, менять движения в соответствии с музыкой. Креативность (импровизация и творчество). 10 Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты в таблицу в начале и конце учебного года.(Приложение) Отметка о результате освоения модуля программы не является оценкой успешности ребенка, а необходима педагогу для построения индивидуализации обучения. Уровни освоения программы «Студия танца «Каблучок»»: Высокий Исполнение танца и движений выразительное, эмоциональное, самостоятельное, в соответствии с темпом, характером и стилем произведения, проявление творческой инициативы в движении, восприятие танцевального материала по словесному описанию. Средний - Исполнение танца и движений без выражения, не эмоциональное, по показу (дети 5-7 лет), отсутствие творческой инициативы в движении. Низкий - Не ритмичное, не выразительное исполнение танца по показу ( дети 5-7 лет), не освоение некоторых программных элементов. Формы подведения итогов реализации программы «Студия танца «Каблучок»» являются выступления на танцевальных конкурсах, фестивалях, выступления в разновозрастных группах. В конце года проводится итоговый концерт для детей и родителей.. 7. Методическое обеспечение программы. № Наименование 1 Буренина А. И., Ритмическая мозаика. - С-Пб., Музыкальная 1+ диски палитра, 2012. Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И., Ку-ко-ша. – С-Пб. 1 DVD? CD 2010. Суворова Т. И., Танцевальная ритмика для детей. – С-Пб. 2012. 1приложение, Диски Усова О. В., Развитие личности ребенка средствами хореографии. 1+диски Театр танца. – Екатеринбург, 2001. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г., Са-фи-дансе. Танцевально-игровая 1 гимнастика для детей. - С-Пб., Детство-пресс, 2001. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г., Фитнес-данс. Лечебно – 1 профилактический танец. - С-Пб., Детство-пресс, 2007. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия: танцевально оздоровительные 1 методики для детей. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. 2 3 4 5 6 7 Количество 11 Модуль Фамилия Имя Ребенка Игры и Этикет Танцевальные элементы и шаги Ритмопластика Время диагностики Ходьба Бег Прыжки Притопы Партерная гимнастика Шаги Галоп соло и в паре Носок-каблук Подскоки соло и в паре Позиции рук Позиции ног Упражнения с атрибутами Ориентация в пространстве Танцевально- ритмические композиции Игры Этикет Положение в паре Уровень освоения программы 12 13