Принципы дошкольного инклюзивного образования

01.01.2017

 Принципы дошкольного инклюзивного образования

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

  • Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм,

методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных

образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивиду-

альные программы развития ребенка построены на диагностике функ-

ционального состояния ребенка и предполагают выработку индиви-

дуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный

подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка,

но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою

индивидуальность.

  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является

обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реа-

лизация этого принципа решает задачу формирования социально ак-

тивной личности. Личности, которая является субъектом своего разви-

тия и социально значимой деятельности. Когда активность находится

целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая,

что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возмож-

ности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ре-

бенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же

может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать

помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя соб-

ственные возможности для участия в социальной жизни.

  • Принцип активного включения в образовательный процесс

всех его участников предполагает создание условий для понима-

ния и принятия друг друга с целью достижения плодотворного вза-

имодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное

включение детей, родителей и специалистов в области образования

в совместную деятельность: совместное планирование, проведение

общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзив-

ного сообщества как модели реального социума.

  • Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие инди-

видуальных характеристик детей требует комплексного, междисци-Хочу такой сайт

плинарного подхода к определению и разработке методов и средств

воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, соци-

альный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспита-

теля), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и

в процессе обсуждения составляют образовательный план действий,

направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и

воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными

особенностями в развитии предполагает наличие вариативной раз-

вивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических

пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной мето-

дической базы обучения и воспитания и способность использования

педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей,

так и специальной педагогики.

  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педа-

гогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями,

понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специали-

ста – установить доверительные партнерские отношения с родителя-

ми или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу роди-

телей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для

их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на

поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели дет-

ского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые

структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и

средства.

(Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзив-

ный детский сад». – М., 2009. Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.04.2019

Дата обновления: 26.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».