01.01.2017
Принципы дошкольного инклюзивного образования
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
- Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм,
методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных
образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивиду-
альные программы развития ребенка построены на диагностике функ-
ционального состояния ребенка и предполагают выработку индиви-
дуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный
подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка,
но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою
индивидуальность.
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Важным условием успешности инклюзивного образования является
обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реа-
лизация этого принципа решает задачу формирования социально ак-
тивной личности. Личности, которая является субъектом своего разви-
тия и социально значимой деятельности. Когда активность находится
целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая,
что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возмож-
ности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ре-
бенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же
может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать
помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя соб-
ственные возможности для участия в социальной жизни.
- Принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников предполагает создание условий для понима-
ния и принятия друг друга с целью достижения плодотворного вза-
имодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное
включение детей, родителей и специалистов в области образования
в совместную деятельность: совместное планирование, проведение
общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзив-
ного сообщества как модели реального социума.
- Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие инди-
видуальных характеристик детей требует комплексного, междисци-
плинарного подхода к определению и разработке методов и средств
воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, соци-
альный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспита-
теля), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и
в процессе обсуждения составляют образовательный план действий,
направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и
воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными
особенностями в развитии предполагает наличие вариативной раз-
вивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических
пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной мето-
дической базы обучения и воспитания и способность использования
педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей,
так и специальной педагогики.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педа-
гогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями,
понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специали-
ста – установить доверительные партнерские отношения с родителя-
ми или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу роди-
телей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для
их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на
поддержку ребенка.
Принцип динамического развития образовательной модели дет-
ского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые
структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и
средства.
(Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзив-
ный детский сад». – М., 2009. Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.04.2019
Дата обновления: 26.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017