1 Содержание 1. Пояснительная записка............................................................................ 3 1.1. Актуальность программы..................................................................... 3 1.2. Объем программы................................................................................. 5 1.3. Режим занятий и формы обучения...................................................... 5 2. Цели и задачи программы………………………………………........... 6 3. Содержание программы.......................................................................... 7 3.1. Учебный план……………………………………................................ 7 3.2. Содержание учебного плана………………………………………… 10 4. Планируемые результаты........................................................................ 20 5. Условия реализации программы............................................................ 20 5.1. Материально-техническое обеспечение.............................................. 20 5.2. Информационное обеспечение………………………………………. 22 5.3. Кадровое обеспечение…………………............................................... 22 5.4. Методические материалы………………….......................................... 22 6. Формы оценки результатов..................................................................... 24 7. Список литературы для реализации программы……………………… 25 2 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Вокальная студия «Музыкарики» художественной направленности (далее – Программа) разработана для детей 3-7(8) лет, имеющих ярко-выраженные музыкальные способности. Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Программа разработана с учётом программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой и методического пособия «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю.Картушиной 1.1. Актуальность Человек наделен от природы особым даром - голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Спланированная деятельность вокальной студии позволит воспитанникам развить вокальные данные, что позволит раскрыть творческие певческие способности для последующего участия в праздниках и конкурсах исполнительского мастерства. 3 Отличительные особенности Программы Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, совместную работу педагога, родителей и детей. Программа имеетинтегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, котораяпозволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностейвоспитанников. В образовательном процессе программы используются инновационныетехнологии: групповой деятельности, личностно - ориентированные, игровые технологии. Адресат Программы На обучение по программе принимаются дети от 3 до 7 лет на свободной основе, (в данном возрастном диапазоне) при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным пением. Особенности развития детей. Младший дошкольный возраст: 3 -4 года Певческий аппарат ребёнка в раннем возрасте анатомически и функционально только начинает складываться. Голосовой и дыхательный аппарат детей раннего дошкольного возраста в 2–3 года жизни развит очень слабо. Объём лёгких ещё очень мал, глубина дыхания значительно ниже, поэтому частота дыхания ускорена. Само дыхание поверхностное, ключичное. Выдох, на котором происходит формирование звука — короткий и слабый. В этом возрасте необходимо работать над плавным, сильным длительным выдохом. Исходя из этого песенный репертуар необходимо подбирать с короткими музыкальными фразами. У детей раннего возраста недостаточно развит речевой аппарат: звуки находятся в процессе формирования, тонус языка и губ слабый, это не дает возможности ребенку четко произносить звуки, поэтому слова музыкального материала не должны превышать два-три слога. Гортань, у детей раннего возраста, располагается выше, вследствие чего голос у детей этого возраста тоже выше, но в пении диапазон очень ограничен изза недостаточной эластичности связок. Поэтому диапазон музыкального репертуара для 2–3 лет не должен превышать «ми» — «ля» первой октавы. Средний дошкольный возраст: 4–5 лет Певческий аппарат ребёнка в младшем дошкольном возрасте анатомически и функционально находится в активной стадии формирования. Дыхательный аппарат у детей младшего 4 дошкольного возраста претерпевает большие изменения, поскольку потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 4 до 5 лет на 40 %. К этому же возрасту несколько увеличивается емкость легких (в среднем до 900–1060 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек. Речевой аппарат у детей данного возраста, становится более сформированным. Артикуляция и дикция, за счёт усиления мышц губ и языка, становится более чёткой. В этом возрасте дети уже понимают, как можно управлять частями артикуляционного аппарата. Здесь уместны в распевании упражнения, направленные на развитие навыков правильного формирования звуков. В младшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в строении гортани. У мальчиков голосовые связки растут немного быстрее, чем у девочек (1,65 см. и 1,5 см. соответственно). У мальчиков переднезадний диаметр гортани увеличивается с 3,5–5 лет и становится больше, чем у девочек. Голос у мальчиков становится ниже, чем у девочек. Диапазон этого возраста становится немного более широким — «ре» — «си» первой октавы. Старший дошкольный возраст: 6–7 лет. Дыхательный аппарат детей в этом возрасте становится в 3 раза больше чем в раннем дошкольном возрасте. Минутный объём дыхания почти в два раза увеличивается, что приводит к сокращению частоты дыхания, что в свою очередь позволяет ребенку пропевать более длинные музыкальные фразы. К 6–7 годам речевой аппарат ребенка должен достичь уровня, когда ребенок формирует звуки осознано и чётко. Мышцы губ и языка скоординированы в произношении всех звуков правильно. Дети старшего дошкольного возраста свободно управляют органами артикуляционного аппарата. Строение гортани имеет более совершенный вид и приближается к домутационному периоду. Звук усиливается резонаторами. Резонаторы придают звуку разную окраску и добавляют глубину в голосе. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий. Диапазон детей старшего дошкольного возраста, существенно отличается от диапазона детей раннего дошкольного возраста и может достигать октавы, — «до» первой октавы — «до» второй октавы. 1.2. Объем Программы Срок освоения – 4 года. Учебный год в течении 10 месяцев. 1 год обучения – младшая группа (3-4лет): 2 (ак. часа) занятия в неделю - 40 недель в год. Итого 80 (часов) занятий в год. 2 год обучения – младшая группа (4-5лет): 2 (ак. часа) занятия в неделю - 40 недель в год. Итого 80 (часов) занятий в год. 3 год обучения – младшая группа (5-6 лет): 2 (ак. часа) занятия в неделю - 40 недель в год. Итого 80 (часов) занятий в год. 4 год обучения – младшая группа (6-7 лет): 2 (ак. часа) занятия в неделю - 40 недель в год. Итого 80 (часов) занятий в год. Полный курс составляет 320 часов. 5 Форма обучения – очная. Уровень программы: базовый. 1.3. Режим занятий и формы обучения В работе используются формы: групповые занятия 2 раза в неделю. Количество детей в группе до 25 человек. 15 минут - группа младшего возраста 3-4 года 20 минут – средняя группа 4-5 лет 25 минут – старшая группа 5-6 лет 30 минут – подготовительная группа 6-7(8) лет Форма обучения – очная Особенности организации образовательного процесса - форма реализации Программы – традиционная Организационные формы обучения - сочетание групповой (работа в вокальной группе) и индивидуальной работы (сольное пение); в группах одного возраста и разновозрастных группах. В работе используются следующие методы: наглядный, показ взрослого, показ старших детей, словесные объяснения, демонстрация видеоматериалов. Виды занятий: ♫Учебное занятие; ♫Открытое занятие; ♫Беседа; ♫Игра; ♫Занятие-праздник; ♫Концерт; ♫Конкурс; ♫Фестиваль. Формы подведения результатов: концерты, фестивали, творческие конкурсы. 2. Цель программы и задачи Программы Цель: создание условий для развития творческого потенциала музыкально одаренного ребенка и нравственного становления детей 3-7(8) лет посредством вовлечения их в певческую деятельность и приобщения к вокальному искусству, поэтическому слову и фольклору. Образовательные задачи: продолжить формировать навыки певческой установки воспитанников; научить использовать при пении мягкую атаку; 6 продолжить формировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; продолжить формировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение в ансамбле слитно, согласованно; обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля. Развивающие задачи: развить гармонический и мелодический слух; совершенствовать речевой аппарат; развить вокальный слух; развить певческое дыхание; развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность; расширить диапазон голоса; развить умение держаться на сцене. Воспитательные задачи: Продолжить: воспитывать эстетический вкус воспитанников; воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом; воспитывать чувство коллективизма; способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами; воспитывать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность. Коррекционные задачи: создавать условия для пополнения словарного запаса; проводить коррекцию речи, звукопроизношения; развивать память, внимание воспитанников; формировать эмоционально-волевую сферу воспитанников 3. Содержание программы Формы организации работы вокального кружка: занятие, занятие – постановка, репетиция, беседы, творческое задание, игры, концерты. Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Формы занятий: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Занятия построены на чередовании различных видов деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, непосредственно-пение, познавательная деятельность. 7 В ходе теоретических занятий излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов. Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводитсядля самих детей, педагогов и родителей. Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. Используемые методы, подходы и приемы обучения: метод импровизации сценического движения – это один из основныхпроизводных Программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения,раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации,движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом; творческий метод: используется в данной программе, как важнейшийхудожественно – педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущеекаждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкальносценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии; словесный (художественное слово, беседа, объяснения, вопросы,указания, образные сюжетные рассказы); наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры); наглядно практический (повторение упражнений, проведение Приемы работы: сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. 8 в игровой форме); 3.1. Учебный план Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокально-хоровая студия «Музыкарики» для детей 3 -7(8) лет имеет модульную структуру. Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. № Модуль 1. Упражнения для распевания 2. Знакомство с произведениями различных жанров. Работа над дикцией и артикуляцией. Звукообразование и дыхание. 3. 4. 5. 6. 7. 1-й год обучения Дети 3-4 лет 8 2-й год обучения Дети 4-5 лет 8 3-й год обучения Дети 5-6 лет 9 4-й год обучения Дети 6-7 лет 9 8 8 9 9 16 12 16 12 18 10 18 10 20 15 20 15 22 10 22 10 1 1 2 2 80 80 80 80 Работа над песнями. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Итоговое занятие. Концертная деятельность. Итого 3-4 года № Название раздела, темы Количество часов Всего Форма аттестации/ контроля Теория 1 Упражнения для распевания 8 2 Знакомство с произведениями различных жанров. Работа над дикцией и артикуляцией. Звукообразование и дыхание. Работа над песнями. 8 0 1 16 3 4 5 6 7 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Итоговое занятие. Концертная деятельность. Итого Практика 8 вокальные упражнения 7 вокальные упражнения 0 16 вокальные упражнения 12 20 0 0 12 20 вокальные упражнения вокальные упражнения 15 5 10 вокальные упражнения 1 0 1 80 6 74 9 концерт 4-5 лет № Название раздела, темы Количество часов Всего Форма аттестации/ контроля Теория 1 Упражнения для распевания 8 2 Знакомство с произведениями различных жанров. Работа над дикцией и артикуляцией. Звукообразование и дыхание. Работа над песнями. 8 0 1 16 3 4 5 6 7 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Итоговое занятие. Концертная деятельность. Итого Практика 8 вокальные упражнения 7 вокальные упражнения 0 16 вокальные упражнения 12 20 0 0 12 20 вокальные упражнения вокальные упражнения 15 5 10 вокальные упражнения 1 0 1 80 6 74 концерт 5-6 лет № Название раздела, темы Количество часов Всего Форма аттестации/ контроля Теория 1 Упражнения для распевания 9 2 Знакомство с произведениями различных жанров. Работа над дикцией и артикуляцией. Звукообразование и дыхание. Работа над песнями. 9 1 2 18 3 4 5 6 7 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Итоговое занятие. Концертная деятельность. Итого Практика 8 вокальные упражнения 7 вокальные упражнения 2 16 вокальные упражнения 10 22 0 0 10 22 вокальные упражнения вокальные упражнения 10 5 5 вокальные упражнения 2 0 2 80 10 70 концерт 6-7 лет № Название раздела, темы Количество часов Всего 1 Упражнения для распевания 9 2 Знакомство с произведениями 9 Форма аттестации/ контроля Теория 1 2 10 Практика 8 7 вокальные упражнения вокальные упражнения различных жанров. 3 4 5 6 7 Работа над дикцией и артикуляцией. Звукообразование и дыхание. 18 2 16 вокальные упражнения 10 10 вокальные упражнения Работа над песнями. 22 0 0 22 вокальные упражнения Использование элементов ритмики, сценической культуры. Итоговое занятие. Концертная деятельность. Итого 10 5 5 вокальные упражнения 2 0 2 80 10 70 концерт 3.2. Содержание учебного плана Содержание базовых тем программы 1 года обучения 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи первого года обучения. Роль песни и музыки в жизни русского народа. Ознакомление с основными правилами техники безопасности. Правила поведения на занятиях (обращение с аппаратурой, поведение на сцене). Определение первоначальных умений и навыков. 2. Постановка голоса. . Работа над вокальными произведениями. Разучивание репертуара Теория. Обучение основам вокального искусства. Начальные навыки певческого дыхания, певческого вдоха. Методические пояснения. Ознакомление с устройством вокального аппарата. Работа над дикцией, певческим словом. Вокальные упражнения Э. Карузо, Порпора, Тати даль Монте (см. приложение 2), гаммы. Биография и творчество композиторов и поэтов исполняемых произведений. Практика. Разучивание нотного материала и поэтического текста. Работа над фразами. Отработка динамических оттенков и штрихов в упражнениях, распевках и репертуарных произведениях. 3. Элементарная теория музыка. Слуховой анализ. Основные характеристики звука, его высота, длительность, сила, частота колебаний. Сравнение звуков различных музыкальных инструментов, в т.ч. и человеческого голоса. Простейший слуховой анализ высоты тона. Элементарные одноголосные секвенции. Сольфеджирование простейших интервалов (секунда, терция). 4. Музыкально-образовательные беседы. История развития музыкальной культуры. Прослушивание и обсуждение конкретных образцов музыкального творчества. Ознакомление с различными формами музыкального искусства. Обсуждение совместно с учащимися впечатлений увиденного и услышанного. Совместное посещение концертов, конкурсов. Проведение диспутов и дискуссий. Ознакомление с различными жанрами вокальной музыки, различными формами вокализации (классика, джаз, эстрада). 5. Основы сценического мастерства. Навыки работы с микрофоном. Элементы актерского мастерства. Ознакомление со средствами выразительности, необходимыми в работе над образом, анализ текста и формы музыкального произведения. Актерские этюды на общение. Упражнения на пластическое раскрепощение с целью снятия зажимов сценического 11 поведения. Работа над мимикой, жестами, походкой. Снятие психологических зажимов, «боязни сцены». 6. Итоговое занятие. Концертное выступление. Содержание базовых тем программы 2 года обучения 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности, санитарные и гигиенические требования к вокалисту. 2. Постановка голоса. Распевки, упражнения, репертуар. Теория: Расширение знаний в области строения и работы вокального аппарата. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Значение резонаторов в вокальном аппарате. Расширение диапазона путем освоения межрегистрового перехода. Сглаживание регистровых ломок звукоизвлечения (голоса) на вокальных упражнениях с большей амплитудой нижнего и верхнего звука. Методы Исправления недостатков дикции, зажимов челюсти, шеи. Певческое слово. Биография и творчество композиторов и поэтов исполняемых произведений. Практика: Дыхательные упражнения. Распевки (Карузо, Порпора, Нежданова, Тоти даль Монте). Пение вокализов на различные слоги и со словами (Н.Ваккаи, Зейдлер). Работа над кантиленой и атакой звука. Работа над элементами вокальной техники (легато, стаккато, форте, пиано и др) в упражнениях и исполняемых произведениях. Развитие вокального диапазона. Работа над тембральной окраской звука. Разучивание произведений. Слухово-вокальная координация. 3. Элементарная теория музыки. Слуховой анализ. Теория: Освоение интервалов(кварты, квинты, сексты, септимы, октавы)). Строение основных аккордов мажора и минора. Примеры мелодического и гармонического рисунка в различных жанрах вокальной музыки. Пути достижения высоты звука, интонационная чистота исполнения. Методы тренировки слухово-вокальной координации. Практика: Слуховой анализ заданного мотива. Сольфеджирование интервалов, гамм. Пение основных аккордов. 4. Музыкально- образовательные беседы. Теория: Мировое культурное наследие. Творчество отдельных исполнителей и композиторов. Взаимосвязь различных направлений искусства (литература, живопись, театр, музыка). Различные жанры вокальной музыки, стили исполнения. Традиционные вокальные жанры различных народов. Обсуждение тем, предложенных учащамися. Практика: Семинары, посещение концертов, театральных постановок, просмотр фильмов, прослушивание аудио записей. 5. Ансамбль. Теория: Понятие ансамблевого пения. Вокальное сценическое общение. Одноголосное пение. Двухголлосное пение. Практика: Разучивание ансамблевого репертуара. Пение с элементами постановочных задач. 6. Работа с солистами, подготовка концертных номеров. Теория: Начало формирования сценического образа солистов, основанного на индивидуальных способностях учащегося. Выбор песен для концертного, конкурсного репертуара, текста и обсуждение соответствия выбранных произведений художественно-эстетическим нормам. Повышение качества исполнения путем освоения средств выразительности артиста. Особенности работы с микрофоном и пения под фонограмму. 12 Практика: Подбор удобной тональности. Разучивание произведений концертного репертуара. Упражнения для психологического аутотренинга. Сюжетный анализ музыкального материала, выбранных песен. Работа над эмоциональной выразительностью исполнения. Концертные исполнения, анализ достижений и недостатков. Тренировка общения со зрителем. Пение в микрофон, под фонограмму. 7. Основы сценического мастерства. Навык пения в микрофон, пение под фонограмму. Теория: Психологическая готовность к творчеству, выступлению на сцене. Методы приведения актёрского аппарата в рабочее состояние. Развитие сценического воображения, наблюдательности. Развитие актерского темперамента. Понятие амплуа. Работа над снятием зажимов тела, мимикой, жестикуляцией. Формирование правил сценическое взаимодействие с партнером. Необходимость обновления художественных, творческих впечатлений (книги, живопись, кино, архитектура). Практика: Изготовление элементов сценического костюма, причёски, сценический грим. Упражнение "Встреча со звездой"; "Создай образ слова"; "Создай образ песни". Создание и исполнение клипа на тему выбранного произведения. Создание рисунков, рассказов на музыкальную тему. 8. Итоговое занятие Открытое занятие. Творческий концерт. Примерный репертуар 1 год обучения 1. Вокализ «Терции» Ваккаи 2. Муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева «Куда уходит детство» 3. Муз. А. Зацепина, сл. В. Аксенова «Тучи в голубом» 4. Муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева «Песенка о медведях» 5. Муз. и сл. А. Губина «Те кто любят» 6. Муз. А. Рыбникова, сл. И. Кохановского «Веришь мне или нет» 7. Муз. М. Дунаевского, сл. Л. Олева «Ветер перемен» 8. Муз. М. Дунаевского, сл. Л. Олева «Непогода» 2 год обучения 1. Вокализ «Кварты» Ваккаи 2. Вокализ «Квинты» Ваккаи 3. Муз. и сл. Б.Окуджавы «Здесь птицы не поют» 4. Муз. Ю. Шатунова, сл. С Кузнецова «Детство» 5. Муз. И. Матвиенко, сл. А. Шаганова «Позови меня тихо по имени» 6. Муз. И. Матвиенко, сл. М. Андреева «Березы» 7. Муз. А.Петрова, сл. М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года» 8. Муз. и сл. А. Бочелли «Романс» 13 4. Планируемые результаты К концу освоения программы ребенок: Метапредметные результаты: • проявляет устойчивый интерес к вокальному искусству; • внятно произносит слова, понимая их смысл; • пропевает гласные в словах и правильно произносит окончания слов. Предметные результаты: • приобретен опыт восприятия песен разного характера, • овладеет вокальными навыками, поёт естественным голосом, без напряжения, протяжно. • умеет правильно передавать мелодию в пределах своего диапазона, чисто интонирует. • может петь без помощи руководителя; • различает звуки по высоте, слышит движение мелодии, постепенное и скачкообразное. • точно воспроизводит и передаёт ритмический рисунок. Умеет контролировать слухом качество пения, • Может петь без музыкального сопровождения; Личностные результаты: • поёт в ансамбле с другими детьми, не отставая и не опережая. • проявляет активность в песенном творчестве, старается петь артистично, перевоплощаясь в художественный образ произведения. Это проявляется в мимике лица, движениях рук и корпуса. • отсутствует стеснение и зажатость, практически использует полученные умения и навыки при сольных выступлениях на праздниках, концертах. 5. Условия реализации Программы 5.1. Материально-техническое обеспечение программы: Образовательная деятельность осуществляется в музыкальном зале, оснащенном в соответствии с требованиями ФГОС ДО, санитарными нормами и требованиями пожарной безопасности. Для реализации Программы имеются следующие средства обучения: Электропианино, пианино Музыкальный центр, проектор Компьютер Мультимедийное оборудование Микрофоны Музыкальные инструменты 14 CD, DVD диски, видео, фотоматериалы. Учебно-наглядные пособия Плакаты, схемы, иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Комплексы дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Программы, сценарии концертов. Сборники песен, попевок. Комплект наглядных пособий - М.Ю.Картушиной Картотека иллюстраций к музыкальным произведениям Портреты русских, советских и зарубежных композиторов Графические и ритмические схемы распевок и упражнений Музыкально-дидактические игры Нотное и ритмическое лото Фланелеграф Мольберт 5.2. Информационно-методические обеспечение Программы: Электронные образовательные ресурсы 1 https://www.maam.ru/ «Маам» 2 http://dovosp.ru/ Журнал «Музыкальный руководитель» 3 https://dohcolonoc.ru/ «Дошколенок» Аудиоматериалы: С.Железнов, Е.Железнова «Весёлые уроки», - М.Весть-ТДА 1999 г.; Мастерская релаксации –СПб 2000 г.; Солнышко – М.Весть-ТДА, 2001 г.; П.И.Чайковский «Детский альбом» - М.Весть-ТДА 2005 г.; Хоровая студия «Островок»; Избранные классические произведения; «Хи-хи-хи да Ха-ха-ха» Выпуск 1, Невская нота, Санкт-Петербург 2009 г.; Русская народная песня Невская нота, Санкт-Петербург 2009 г.; Лучшие песни для детей -Русский стандарт, 2002 г; Детские песни – Союзмультфильм. 2003 г.; Музыка о природе – ДМИ , ТВИК. 15 5.3. Кадровое обеспечение Программы Шаньгина Галина Олеговна Образование: высшее, 2011 г. ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт», специальность – «Дошкольная педагогика и психология», квалификация преподаватель дошкольной педагогики и психологии; Сведения о дополнительном профессиональном образовании: 2022 г., ООО «Инфоурок» программа профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования», квалификация Воспитатель (Музыкальный руководитель) (300 часов). Стаж работы: 28,8 лет, в данной должности 28,8 лет 5.4. Методические материалы Картины природы, портреты композиторов. 6. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы. - входная диагностика, - промежуточная диагностика Входная диагностика проводится перед началом обучения, позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы, определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные ЗУН. Формы проведения – собеседование, педагогическое наблюдение за выполнением детьми тестовых заданий. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Формы проведения: собеседование, выполнение тестовых заданий, практические работы, проекты, педагогическое наблюдение и др. Промежуточная диагностика проводится по завершению Программы с целью определения уровня ее освоения. Формы проведения: педагогическое наблюдение за выполнением детьми тестовых заданий. Учет ведется в утвержденных формах (картах, бланках) диагностического инструментария. Оценочные материалы (приложение №1) В процессе освоения Дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Вокально-хоровая студия «Музыкарики» педагог контролирует качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определёнными критериями показателей, а также осуществляет оперативное управление учебным процессом, обеспечивает выполнение обучающей, проверочной, воспитательной и корректирующей функций. 16 7. Список литературы Программа «Ладушки» И.М.Каплунова и И.Новоскольцева-Издательство «Композитор Санкт-Петербург 2011 г.»; Вокально-хоровая работа в детском саду М.Ю.Картушина ООО Издательство Москва «Скрипторий 2003» 2012 г.; Хоровое сольфеджио Г.Струве 1 часть для дошкольников и младших школьников Издательство ЦСДК г. Москва 2006 г.; Хоровое пение в детском саду. В.А.Шереметьев Издатель Т.Лурье Челябинск, 2001 г.; Музыка-детям Н.А.Метлов Москва, Просвещение,1985 г.; Логопедические распевки Т.С. Овчинникова – СПб, Каро, 2006 г.; Фонопедический метод развития голоса, 1 уровень В.В.Емельнов: Развивающие голосовые игры.СПб, 1999 г.; Музыкальное воспитание дошкольников. О.П.Радынова, А.И.Катинене. А.И. Палавандишвили. Москва.Просвещение: Владос, 1994 г. Учите детей петь Т.М.Орлова, С.И. Бекина М.Просвещение1897 г. Нотные сборники О.А.Девочкина «Пой вместе со мной»- М.Аркти 2002; Е.Железнова «Азбука-потешка» - М.Гном и Д,2001; Т.М.орлова, С.И.Бекина «Учите детей петь» М.Просвещение , 19861987; 4. М. Картушина «Вокально-хоровая работа в д/с» М. «Скрипторий 2003г; Хоровое сольфеджио Г.Струве – Издательство ЦСДК М. 2006; Ж.Л.Металлиди «Сочиняем и поём» М., СПб 1992г; М.А.Матвеев «Рюкзачок» Сов. Композитор, 1989г; Праздник каждый день И.М. Каплунова Петербург 2011г. 17 и И.М.Новоскольцева – Санкт- Приложение №1 Форма оценки результатов С целью выявления уровня освоения программы осуществляется в конце учебного года промежуточная диагностика. Кроме того, проводится входная диагностика перед изучением курса с целью выявления уровня подготовки, желания обучаться по данной дополнительной программе. Вопросы для входной диагностики по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Вокально-хоровая студия «Музыкарики» Цель – выявления уровня подготовки к освоению Программы, интереса к ней. Ты любишь музыку? Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни? Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома? Поют ли твои родители (дома или в гостях)? Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать? Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио? Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку? Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком? Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие? Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму? Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему? На основании анализа полученных от детей ответов и выполнения упражнений делается вывод об уровне готовности ребенка к освоению Программы: 1) ребенок уверенно поет и отвечает на вопросы педагога, проявляет интерес к пению и желание учиться - высокий уровень готовности к обучению по Программе; 2) ребенок затрудняется петь и отвечать даже после наводящих вопросов педагога, теряется, не испытывает интереса к пению, не имеет желания учиться – низкий уровень готовности к обучению по Программе. Выявление уровня готовности ребенка к освоению Программы необходимо педагогу для выстраивания индивидуальной траектории обучения ребенка Задания для промежуточной диагностики по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности вокально-хоровая студия «Музыкарики» Задание №1. Цель: выявить уровень освоения вокальных навыков пение естественным голосом, без напряжения, протяжно; внятно произносить слова, понимая их смысл, пропевать гласные в словах и правильно произносить окончания слов; умения правильно передавать мелодию в пределах своего диапазона, чисто интонировать; умения петь в ансамбле, сольно, с музыкальным сопровождением и без него; выявить уровень развития интереса к вокальному искусству. Методика проведения: 18 Предложить детям исполнить знакомые песни (варианты песен: «В траве сидел кузнечик», «Два кота», «Я на солнышке лежу», «В лесу родилась елочка» и др.), вместе с педагогом, хором, вольно с музыкальным сопровождением и без него. При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная шкала оценок: 3 балла – ребенок выполнил все задания без ошибок, проявив интерес к вокальному искусству 2 балла – ребенок выполнил все задания, сделав 2-3 ошибки, проявив интерес к вокальному искусству 1 балл – ребенок выполнил задания, сделав более 3-х ошибок, не проявляя интересе к вокальному искусству. Задание №2. Цель: выявить уровень умения различать звуки по высоте Методика проведения: Предложить детям повторять на слоги «ле», «ля», «ма» и др. небольшие мелодические обороты, сыгранные педагогом на фортепиано; выполнить артикуляционные упражнения «Язычок», «Футбол», «Хомяки», логопедическую распевку «Потешка». При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная шкала оценок: 3 балла – ребенок выполнил все задания без ошибок 2 балла – ребенок выполнил все задания, сделав 2-3 ошибки 1 балл – ребенок выполнил задания, сделав более 3-х ошибок Задание №3. Цель: выявить уровень умения слышать движение мелодии, точно воспроизводить ритмический рисунок Методика проведения: Предложить детям двигаться соответственно музыкальному фрагменту («Веселые ножки» р.н. мелодия, «Марш» Е. Тиличеевой). Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная шкала оценок: 3 балла – ребенок выполнил все задания без ошибок 2 балла – ребенок выполнил все задания, сделав 2-3 ошибки 1 балл – ребенок выполнил задания, сделав более 3-х ошибок Результаты промежуточной диагностики вносятся в таблицу 1 ребенка 1 19 Занание 3 Фамилия, имя Занание 2 № Занание 1 Таб.1 Суммарный балл Уровень 2 3 Суммарное количество набранных ребенком баллов позволяет сделать вывод об уровне освоения Программы: 1) от 7 до 9 баллов - высокий уровень (ребенок имеет устойчивый сольный и хоровой певческий навык; умеет «по ролям» исполнять разученные распевки, песни; различает звуки по высоте; умеет слышать движение мелодии и точно воспроизводить ритмический рисунок; проявляет большой интерес к вокальному искусству); 2) от 4 до 6 баллов - средний уровень (певческий навык сольный и хоровой имеется, но ребенок интонирует неточно, не всегда внятно пропевает слова, не всегда правильно передает мелодию в пределах своего диапазона и воспроизводит ритмический рисунок; проявляет интерес к вокальному искусству); 3) до 3 баллов - низкий уровень (певческий навык сольный и хоровой слабый, ребенок невнятно пропевает слова, неправильно воспроизводит ритмический рисунок, интерес к вокальному искусству слабый). 20