Рабочая программа студии танца.
Рабочая программа модуль «Ритмопластика».
«Разминка» или «ритмопластика» является основой для развития чувства ритма и
двигательных способностей и состоит из специальных упражнений для согласования
движений с музыкой: ходьба, бег, прыжки, упражнения для пальцев, кистей и рук, плеч,
головы и корпуса, партерная гимнастика.
Группа раннего возраста, дети 2-3 лет.
Дети раннего возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение
под музыку доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения
тела (короткие руки и ноги, большая голова), незрелость нервных процессов
сказываются на двигательных возможностях детей этого возраста. Движения малышей,
их объем и разнообразие невелики и носят подражательный характер.
Приоритетные задачи: воспитание потребности к движению по музыку, развитие
слухового внимания, умения осмысленно исполнять выразительные движения в
соответствии с музыкально-игровым образом.
Основное содержание:
1. Разминка (ритмопластика).
Ходьба
Бег
Прыжки
шаг на носках, на пятках, спокойный, четкий, мягкий.
легкий, мелкий на носочках
на 2 ногах в умеренном темпе, к концу года –
с продвижением вперед, назад, вокруг себя.
Притопы удары одной ногой на 1/4, каждого такта, удары двумя
ногами попеременно,
быстрые и более медленные с высокоподнятым коленом.
Младшая группа, дети 3-4 лет.
У ребенка этого возраста небольшой опыт танцевально - ритмической
деятельности, двигательный аппарат не сформирован, слабая мышечная сила,
преобладают движения малой амплитуды. Память неустойчивая, запоминается
лучше то, что эмоционально окрашено и интересно. Для лучшего восприятия,
запоминания и воспроизведения материала, движения даются в образной
интерпретации.
Основное содержание:
Разминка (ритмопластика).
Ходьба
шаг с вытянутым носком, на носках,
на пятках, спокойный, четкий, мягкий.
Бег
легкий, мелкий на носочках
Прыжки на 2 ногах в умеренном темпе, к концу года –
с продвижением вперед, назад, вокруг себя, в сочетании
с бегом.
Притопы удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, удары 2
ногами попеременно, быстрые и более медленные
с высоко поднятым коленом.
Упражнения для рук
сжатие пальцев в кулачок, круговые движения кистями,
предплечьями, плечами, взмахи руками вперед, в
поднимание и опускание плеч в разных темпах.
Упражнения для головы
наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево,
вытягивание шеи вперед.
Упражнения для корпуса
наклоны в стороны, вперед, упр-е «деревце»: макушка
тянется вверх.
стороны,
Примечание: все композиции и упражнения исполняются по показу
взрослого.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются
Интерес к движению под музыку
Выразительность движений
Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.
Разнообразие выполняемых движений, соответствие темпу, ритму, форме
музыкального произведения.
Средняя группа, дети 4-5 лет.
Дети этого возраста физически более крепкие, их внимание
устойчивее, они могут соединить движения в последовательный ряд,
движения приобретают очерченный стиль, откликаются на разно- характерные образы,
чувствуют смену темпа и настроения, но ритмический рисунок вызывает затруднение.
Приоритетные задачи: на основе имеющегося опыта воспитывать самостоятельность в
исполнении, побуждать к творчеству.
К ранее разученным движениям добавляются следующие:
Ходьба
шаг с вытянутым носком, на носках
( подтянутые колени),
на пятках ( прямая спина), спокойный, четкий, мягкий.
Бег
легкий, мелкий на носочках, с захлестыванием
голени назад, носок стопы вытянут
Прыжки на 2 ногах в разном темпе с разной амплитудой:
высокие, низкие – быстрые, на 1-й ноге.
Притопы удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта,
сочетание 3 удара – пауза, с разворотом носка
в стороны.
Упражнения для рук
сжатие пальцев в кулачок, круговые движения кистями,
предплечьями к себе - от себя, плечами вперед-назад,
плавные взмахи руками вперед, в стороны,
поднимание и опускание плеч в разных темпах вместе и
поочередно.
Упражнения для головы
наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево в
разных темпах, полукруговые движения головой,
вытягивание шеи вперед « гуси - индюки».
Упражнения для корпуса
наклоны в стороны, вперед, вытягивание
корпуса вправо-влево ( отодвигаем стену),
движения нижней части корпуса в стороны .
Партерная гимнастика
упражнения для стоп круговые и плоскостные,
колен, бедер,
сидя на полу; для корпуса – выгибание спины
вверх-вниз (на коленях); сидя и лежа – скручивание
и раскручивание корпуса, наклоны с вытянутыми
в стороны ногами (растяжка).
Старшая группа, дети 5 - 6 лет.
Ребенок этого возраста физически крепнет, становится более подвижным, успешно
овладевает основными движениями. У него хорошая координация в ходьбе, беге,
прыжках. Возрастает уровень самостоятельности, улучшается память, элементы
творчества проявляются во всех видах деятельности.
Основное содержание:
1. Разминка (ритмопластика).
Ходьба
различные виды шагов исполняются со сменой темпа,
характера, направления движений: по кругу, колонной,
шеренгой, «звездочкой», «змейкой», в паре и по одному.
Бег
легкий, мелкий на носочках, с захлестыванием
голени назад, носок стопы вытянут, с высокими
коленями, с выбросом носка вперед.
Прыжки на 2 ногах в разном темпе с разной амплитудой: высокие,
низкие – быстрые, на 1 ноге, с выбросом носка вперед, в
стороны, назад, с акцентом вверх, с продвижением
вперед, назад, в стороны, вокруг себя.
Притопы удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта,
сочетание 3 удара – пауза, с разворотом носка в
стороны, 3-е притопы.
Упражнения для рук
сжатие пальцев в кулачок, круговые
движения кистями,
предплечьями к себе - от себя, плечами вперед-назад,
плавные взмахи руками вперед, в стороны,
поднимание и опускание плеч в разных темпах вместе и
поочередно.
Упражнения для головы
наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево в
разных темпах, полукруговые движения головой,
вытягивание шеи вперед « гуси - индюки», «лисичка».
Упражнения для корпуса
наклоны в стороны, вперед, вытягивание
корпуса вправо- влево ( отодвигаем стену),
движения нижней части корпуса в стороны,
круговые вращения корпуса вправо-влево,
закручивание корпуса вкруг себя «винтик».
Партерная гимнастика
упражнения для стоп круговые и плоскостные,
колен, бедер, сидя на полу;
для корпуса – выгибание спины вверх-вниз
( на коленях);
сидя и лежа – скручивание и раскручивание
корпуса, наклоны с вытянутыми в стороны ногами
(растяжка),
массаж стоп, поднимание ног со скрещиванием,
удержание на «45 градусах».
Подготовительная группа, дети 6 - 7 лет.
В этом возрасте дети могут самостоятельно исполнять законченные танцевальные
композиции образно, выразительно, в соответствии с темпом, характером и стилем
музыкального произведения, импровизировать под предлагаемую музыку.
Основное содержание:
1. Разминка (ритмопластика):
Ходьба
различные виды шагов исполняются со сменой темпа,
характера, направления движений: по кругу, колонной,
шеренгой, «звездочкой», «змейкой», в паре и по одному,
добавляется работа рук, головы, корпуса.
Бег
легкий, мелкий на носочках, с захлестыванием голени
назад, носок стопы вытянут, с высокими коленями,
с выбросом носка вперед, с ускорением и замедлением,
вращением вокруг себя.
Прыжки на 2 ногах в разном темпе с разной амплитудой:
высокие, низкие – быстрые, на 1 ноге, с выбросом
носка вперед, в стороны, назад, с акцентом вверх,
с продвижением вперед назад, в стороны, вокруг себя,
с движением рук и головы.
Притопы удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта,
сочетание 3 удара – пауза, с разворотом носка
в стороны, 3-е притопы.
Упражнения для рук
сжатие пальцев , круговые движения кистями,
предплечьями к себе - от себя, плечами вперед-назад и
круговые, резкие и плавные взмахи руками вперед, в
стороны, вверх, поднимание и опускание плеч в разных
темпах вместе и поочередно.
Упражнения для головы
наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево в
разных темпах, полукруговые движения головой,
вытягивание шеи вперед « гуси - индюки», «лисичка»
введение в танцевальные элементы.
Упражнения для корпуса
наклоны в стороны, вперед, вытягивание корпуса
вправо-влево ( отодвигаем стену), движения нижней
части корпуса в стороны, круговые вращения корпуса
вправо-влево,
закручивание корпуса вкруг себя «винтик».
Партерная гимнастика
упражнения для стоп круговые и плоскостные, колен,
бедер, сидя на полу; для корпуса – выгибание спины
вверх-вниз (на коленях); сидя и лежа – скручивание
и раскручивание корпуса, наклоны с вытянутыми в
стороны ногами (растяжка), массаж стоп, поднимание
ног со скрещиванием, удержание на «45 градусах».
Показатели успешности:
к концу года дети самостоятельно исполняют репертуар, правильно и
выразительно применяют элементы в свободных композициях,
критически оценивают уровень своих исполнительских возможностей,
сопереживают и ценят партнера по совместному творчеству, радуясь за успех
другого.
воспринимают танцевальный материал по словесному описанию.
Рабочая программа модуля «Танцевальные элементы и шаги».
Раздел «Танцевальные элементы и шаги» направлен на освоение танцевальных
движений ног и рук различных направлений (современный и народный танец): галоп,
шаг менуэта, польки, «косичка» и др., повороты, переходы; упражнения с лентами,
мячами, зонтами, платочками, султанчиками и т.д.; ориентацию в пространстве –
перестроения и движения в различных направлениях.
Группа раннего возраста, дети 2-3 лет.
Шаги
топающий, высокий.
Прямой галоп
Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1-1,
Положения рук: «фонарики», «полочка», «погрозили»,
«птички большие и маленькие».
Хлопки
ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые.
Удары:
пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, по плечам, по
коленям, 2 руками вместе и попеременно.
Упражнения с атрибутами:
- платочки: качаем, поднимаем, дразнимся, прячемся,
стираем, встряхиваем.
- ленточки: плавно поднимаем вперед, вверх, в стороны
2 руками вместе и попеременно, взмахи вперед-назад.
- мячи (шары): показываем вправо-влево, от себя – к
себе, вертим, качаем над головой.
Ориентация в пространстве:
движение по кругу по линии танца.
врассыпную, стайкой и друг за другом.
Младшая группа, дети 3-4 лет.
Танцевальные элементы и шаги.
Шаги
топающий, высокий.
Прямой галоп
Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1-1,
1-2-3-4(приставить).
Положения рук: «фонарики», «полочка», «погрозили»,
«птички большие и маленькие».
Хлопки
Удары:
ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые.
пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, по плечам, по
коленям, 2 руками вместе и попеременно.
Упражнения с атрибутами:
- платочки: качаем, поднимаем, дразнимся, прячемся
стираем, выжимаем, встряхиваем.
- ленточки: плавно поднимаем вперед, вверх, в стороны
2 руками вместе и попеременно, скрещиваем, взмахи
вперед-назад в сочетании с ходьбой и бегом.
- мячи (шары): показываем вправо-влево, от себя – к себе
вертим, качаем над головой.
Ориентация в пространстве:
движение по кругу по линии танца и против линии
танца,
врассыпную, стайкой и друг за другом.
Средняя группа, дети 4-5 лет.
Танцевальные элементы и шаги.
Шаги
топающий, приставной в стороны, вперед-назад, шаг
с притопом в различных направлениях.
Галоп
боковой ( во 2 половине года – начало разучивания)
Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1-1,
1-2-3-4(приставить) с одновременным приседанием.
Полуприседания - « пружинки» с поворотом корпуса вправо-влево.
Знакомство с позициями ног: 1. 2. 3. 6.
Поскоки,
поочередное выбрасывание ног вперед
Положения рук: знакомство с 1, 2, 3 и подготовительной позициями.
Хлопки
ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые, с
Введением ритмического рисунка: 1-2-3-пауза.
Удары:
пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, по плечам, по
коленям, 2 руками вместе и попеременно.
Упражнения с атрибутами:
- платочки: качаем, поднимаем, дразнимся, прячемся.
- ленточки: ранее разученным движениям добавляются
резкие взмахи вверх с плавным или змеевидным
опусканием вниз.
- мячи (шары): показываем вправо-влево, от себя –
к себе
вертим, качаем над головой, подбрасываем и ловим.
- куклы: покачивание у груди и, вытягивая руки
в стороны,
поглаживание.
Ориентация в пространстве:
движение по кругу по линии танца и против линии
танца,
врассыпную, «змейкой», в центр – из центра.
Старшая группа, дети 5-6 лет.
Танцевальные элементы и шаги.
Шаги
топающий, приставной в стороны, вперед-назад, шаг
с притопом в различных направлениях,
с «пружинкой».
Галоп
боковой соло, в паре, с притопами, с хлопками.
Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1-1,
1-2-3-4(приставить)
с одновременным приседанием, вперед и в стороны,
добавление движений рук
« Ковырялочка» прямая ( перед собой), народная ( в стороны с
разворотом колена).
Закрепление позиций ног: 1. 2. 3. 6.
Поскоки
соло и в паре.
Положения рук: 1, 2, 3 и подготовительная позиция в сочетании с
Приседанием и выставлением ноги на носок.
Хлопки
в паре - ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие,
веселые, с введением ритмического рисунка:
1-2-3-пауза.
Упражнения с атрибутами:
- платочки,
- ленточки;
- мячи (шары);
- куклы;
- цветы;
- лошадки;
- светящиеся палочки, фонарики.
Ориентация в пространстве:
движение по кругу по линии танца и против
линии танца,
врассыпную, «змейкой», в центр – из центра, «улитка»,
«звездочка».
Показатели успешности:
к концу года дети самостоятельно исполняют репертуар, правильно и
выразительно применяют элементы в свободных композициях,
критически оценивают уровень своих исполнительских возможностей
желают передавать свой опыт младшим
умеют организовать игровое общение с другими детьми
Подготовительная группа, дети 6-7 лет.
Танцевальные элементы и шаги - соединяются в различные комбинации.
Шаги
знакомство с элементами бальных танцев: вальса (малый
квадрат), ча-ча-ча (основной шаг, раскрытие впередназад), шаг польки, шаг «косичка» линейно и по кругу.
Галоп
боковой соло, в паре, с притопами, с хлопками,
вокруг себя.
« Ковырялочка» прямая (перед собой), народная (в стороны с
разворотом колена).
Повороты: в паре из положения «корзинка», под рукой партнера, на подскоках,
на шагах и в беге с продвижением вперед.
Подскоки
соло и в паре.
Положения рук: 1, 2, 3 и подготовительная позиция в сочетании с
приседанием и выставлением ноги на носок.
Хлопки
в паре - ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые,
с введением ритмического рисунка: 1-2-3-пауза, крестнакрест.
Упражнения с атрибутами:
- шарфы,
- ленточки на палочках;
- мячи (шары);
- зонты;
- цветы;
- шляпки;
- светящиеся палочки, фонарики.
Ориентация в пространстве:
переходы из кругового рисунка танца и наоборот,
движение по кругу по линии танца и против
линии танца,
врассыпную в паре, «змейкой», «улиткой»,
«звездочкой».
Рабочая программа модуля «Танцевально-ритмические композиции».
В разделе «Танцевально - ритмические композиции» представлены образно –
танцевальные композиции, имеющие целевую направленность, сюжетный характер и
завершенность.
Группа раннего возраста, дети 2-3 лет.
ОСЕНЬ
« Пальчики – ручки »
« Гуляем – пляшем »
« Танец с платочками »
« Птичка »
ЗИМА
« Танец с лентами»
« Маленькая полечка»
« Неваляшка »
« Котята»
« Козлик»
« Танец со снежками»
« Шарики-фонарики»
ВЕСНА
« Солнечные зайчики»
« Курочка с цыплятами »
« Танец с шарами»
« Капельки» с платочками
« Тучка»
« Веселые зверята»
« Кораблик»
Примечание: все композиции и упражнения исполняются по показу
взрослого.
Показатели успешности:
Интерес к движению под музыку
Выразительность движений
Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.
Младшая группа, дети 3-4 лет.
Танцевально - ритмические композиции:
ОСЕНЬ
« Приседай »
« Вот идет в огород… »
« Какой чудесный день»
« Танец с платочками »
« Птичка »
ЗИМА
« Танец с лентами»
« Мы едем, едем, едем»
« Новогодние игрушки »
« Котята»
« Тигрята»
« Сосульки» с колокольчиками
« Паровозик из Ромашково»
« Изумрудный город»
ВЕСНА
« Лили-гном»
« Детский сад»
« Танец с шарами»
« Капельки» с платочками
« Тучка»
« Ежики»
« Хрюшечки»,
«Барашек»
Примечание: все композиции и упражнения исполняются по показу
взрослого.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются
Интерес к движению под музыку
Выразительность движений
Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.
Разнообразие выполняемых движений, соответствие темпу, ритму, форме
музыкального произведения.
Средняя группа, дети 4-5 лет.
Танцевально - ритмические композиции:
ОСЕНЬ
« Горошинки» с погремушками
« Лили - гном»
« Чунга - чанга»
« Почемучный возраст»
« Дорога не тропинка»
ЗИМА
« Бубенцы»
« Куколки» с лорнетами
« Лунатики» ( « Пузыри») с шариками
« Джайв»
ВЕСНА
« Чемпион»
« С добрым утром»
« Самолетик»
« Храбрый зайчик»
« Дорожная»
« Тетя-весельчак»
« Пяточка-носочек»
« Танец с салютиками »
« Танец с куклами»
« Озорные игрушки» с игрушками
Старшая группа, дети 5-6 лет.
Танцевально - ритмические композиции:
ОСЕНЬ
« Зверобика»
« Добрый танец»
« Арбузы»
« Кузнечик»
ЗИМА
« Танец Красной Шапочки и Волка»
« Танец фигуристов»
« Пингвины»
« Разноцветная игра»
« Варенье»
«Детский сад» («Дельфин»)
ВЕСНА
« Веселая зарядка»
«Кошелечек»
« Коротышки»
« Разноцветный дождь »
« Сиделки»
Подготовительная группа, дети 6-7 лет.
Танцевально - ритмические композиции:
ОСЕНЬ
« Оранжевый подсолнух»
« Бананы»
« Мы – хомяки!»
ЗИМА
« Валенки» с платками
« С новым годом!»
« Настоящий друг»
« Разноцветный дождь»
« Утро начинается»
« Мушкетеры»
ВЕСНА
« Синие птицы» - элементы вальса
« Чик и Брик»
« Разноцветная песенка» (« Краски»)
« Облака »
« Песенка о ремонте»
« Дважды два - четыре»
«1,2,3...»
Показатели успешности:
к концу года дети самостоятельно исполняют репертуар, правильно и
выразительно применяют элементы в свободных композициях.
используют разнообразные виды движений в танцевальных импровизациях
Рабочая программа модуля «Этикет и игры».
Раздел «Этикет» включает приветствие и прощание (поклоны в разных стилях),
приглашение на танец, различные положения в паре, благодарность в конце танца.
Раздел «Игры» является заключительным, где дети в процессе самомассажа,
пальчиковых и музыкальных игр, имеют возможность свободно выразить свои эмоции,
получить радость и хорошее настроение.
Группа раннего возраста, дети2-3 лет.
Игры
« Меланья»
« Зайцы и лисичка»
« Игра с медвежонком»
« Цветочки»
« Пароход»
Этикет
Приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «пружинка», мальчики – поклон головой.
Младшая группа, лети 3-4 лет.
Игры
« Меланья»
« Карусель»
« Зайцы и волк»
« Дети и медведь»
Этикет
Приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «пружинка», мальчики – поклон головой.
Средняя группа, дети 4-5 лет.
Игры
« Веселые мячики»
« Замри»
« Самолеты»
« Карусели»
« Петух»
«Делай, как я»
« Катерина»
Этикет
Приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «пружинка», знакомство с реверансом, мальчики –
поклон головой с одновременным шагом в сторону.
Старшая группа, дети 5-6 лет.
Игры
«Зеркало»
« Цирк»
« Хитрая лиса»
« Найди и промолчи»
« Чей кружок скорее соберется»
« Карлики- великаны»
Этикет
Приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «реверанс», мальчики – поклон головой с одновременным шагом в
сторону.
Положения в паре: « лодочка», « корзинка», девочка
держит партнера под руку, «стрелочка».
Подготовительная группа, дети 6-7 лет.
Игры
« Цирк»
« Хитрая лиса»
« Селезень и утка»
«Чучело»
«Морская фигура, замри»
Этикет
Приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка – шаг в
сторону, «реверанс» с раскрытием рук, мальчики – поклон головой
с одновременным шагом в сторону.
Положения в паре: « лодочка», « корзинка», девочка держит
партнера под руку, «стрелочка», правая рука партнера на
талии партнерши, левая рука держит левую руку девочки впереди
или над головой.