Рабочая программа студии танца. Рабочая программа модуль «Ритмопластика». «Разминка» или «ритмопластика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей и состоит из специальных упражнений для согласования движений с музыкой: ходьба, бег, прыжки, упражнения для пальцев, кистей и рук, плеч, головы и корпуса, партерная гимнастика. Группа раннего возраста, дети 2-3 лет. Дети раннего возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение под музыку доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие руки и ноги, большая голова), незрелость нервных процессов сказываются на двигательных возможностях детей этого возраста. Движения малышей, их объем и разнообразие невелики и носят подражательный характер. Приоритетные задачи: воспитание потребности к движению по музыку, развитие слухового внимания, умения осмысленно исполнять выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом. Основное содержание: 1. Разминка (ритмопластика). Ходьба Бег Прыжки шаг на носках, на пятках, спокойный, четкий, мягкий. легкий, мелкий на носочках на 2 ногах в умеренном темпе, к концу года – с продвижением вперед, назад, вокруг себя. Притопы удары одной ногой на 1/4, каждого такта, удары двумя ногами попеременно, быстрые и более медленные с высокоподнятым коленом. Младшая группа, дети 3-4 лет. У ребенка этого возраста небольшой опыт танцевально - ритмической деятельности, двигательный аппарат не сформирован, слабая мышечная сила, преобладают движения малой амплитуды. Память неустойчивая, запоминается лучше то, что эмоционально окрашено и интересно. Для лучшего восприятия, запоминания и воспроизведения материала, движения даются в образной интерпретации. Основное содержание: Разминка (ритмопластика). Ходьба шаг с вытянутым носком, на носках, на пятках, спокойный, четкий, мягкий. Бег легкий, мелкий на носочках Прыжки на 2 ногах в умеренном темпе, к концу года – с продвижением вперед, назад, вокруг себя, в сочетании с бегом. Притопы удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, удары 2 ногами попеременно, быстрые и более медленные с высоко поднятым коленом. Упражнения для рук сжатие пальцев в кулачок, круговые движения кистями, предплечьями, плечами, взмахи руками вперед, в поднимание и опускание плеч в разных темпах. Упражнения для головы наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево, вытягивание шеи вперед. Упражнения для корпуса наклоны в стороны, вперед, упр-е «деревце»: макушка тянется вверх. стороны, Примечание: все композиции и упражнения исполняются по показу взрослого. Показатели успешности: в этом возрасте также являются Интерес к движению под музыку Выразительность движений Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. Разнообразие выполняемых движений, соответствие темпу, ритму, форме музыкального произведения. Средняя группа, дети 4-5 лет. Дети этого возраста физически более крепкие, их внимание устойчивее, они могут соединить движения в последовательный ряд, движения приобретают очерченный стиль, откликаются на разно- характерные образы, чувствуют смену темпа и настроения, но ритмический рисунок вызывает затруднение. Приоритетные задачи: на основе имеющегося опыта воспитывать самостоятельность в исполнении, побуждать к творчеству. К ранее разученным движениям добавляются следующие: Ходьба шаг с вытянутым носком, на носках ( подтянутые колени), на пятках ( прямая спина), спокойный, четкий, мягкий. Бег легкий, мелкий на носочках, с захлестыванием голени назад, носок стопы вытянут Прыжки на 2 ногах в разном темпе с разной амплитудой: высокие, низкие – быстрые, на 1-й ноге. Притопы удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, сочетание 3 удара – пауза, с разворотом носка в стороны. Упражнения для рук сжатие пальцев в кулачок, круговые движения кистями, предплечьями к себе - от себя, плечами вперед-назад, плавные взмахи руками вперед, в стороны, поднимание и опускание плеч в разных темпах вместе и поочередно. Упражнения для головы наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево в разных темпах, полукруговые движения головой, вытягивание шеи вперед « гуси - индюки». Упражнения для корпуса наклоны в стороны, вперед, вытягивание корпуса вправо-влево ( отодвигаем стену), движения нижней части корпуса в стороны . Партерная гимнастика упражнения для стоп круговые и плоскостные, колен, бедер, сидя на полу; для корпуса – выгибание спины вверх-вниз (на коленях); сидя и лежа – скручивание и раскручивание корпуса, наклоны с вытянутыми в стороны ногами (растяжка). Старшая группа, дети 5 - 6 лет. Ребенок этого возраста физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями. У него хорошая координация в ходьбе, беге, прыжках. Возрастает уровень самостоятельности, улучшается память, элементы творчества проявляются во всех видах деятельности. Основное содержание: 1. Разминка (ритмопластика). Ходьба различные виды шагов исполняются со сменой темпа, характера, направления движений: по кругу, колонной, шеренгой, «звездочкой», «змейкой», в паре и по одному. Бег легкий, мелкий на носочках, с захлестыванием голени назад, носок стопы вытянут, с высокими коленями, с выбросом носка вперед. Прыжки на 2 ногах в разном темпе с разной амплитудой: высокие, низкие – быстрые, на 1 ноге, с выбросом носка вперед, в стороны, назад, с акцентом вверх, с продвижением вперед, назад, в стороны, вокруг себя. Притопы удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, сочетание 3 удара – пауза, с разворотом носка в стороны, 3-е притопы. Упражнения для рук сжатие пальцев в кулачок, круговые движения кистями, предплечьями к себе - от себя, плечами вперед-назад, плавные взмахи руками вперед, в стороны, поднимание и опускание плеч в разных темпах вместе и поочередно. Упражнения для головы наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево в разных темпах, полукруговые движения головой, вытягивание шеи вперед « гуси - индюки», «лисичка». Упражнения для корпуса наклоны в стороны, вперед, вытягивание корпуса вправо- влево ( отодвигаем стену), движения нижней части корпуса в стороны, круговые вращения корпуса вправо-влево, закручивание корпуса вкруг себя «винтик». Партерная гимнастика упражнения для стоп круговые и плоскостные, колен, бедер, сидя на полу; для корпуса – выгибание спины вверх-вниз ( на коленях); сидя и лежа – скручивание и раскручивание корпуса, наклоны с вытянутыми в стороны ногами (растяжка), массаж стоп, поднимание ног со скрещиванием, удержание на «45 градусах». Подготовительная группа, дети 6 - 7 лет. В этом возрасте дети могут самостоятельно исполнять законченные танцевальные композиции образно, выразительно, в соответствии с темпом, характером и стилем музыкального произведения, импровизировать под предлагаемую музыку. Основное содержание: 1. Разминка (ритмопластика): Ходьба различные виды шагов исполняются со сменой темпа, характера, направления движений: по кругу, колонной, шеренгой, «звездочкой», «змейкой», в паре и по одному, добавляется работа рук, головы, корпуса. Бег легкий, мелкий на носочках, с захлестыванием голени назад, носок стопы вытянут, с высокими коленями, с выбросом носка вперед, с ускорением и замедлением, вращением вокруг себя. Прыжки на 2 ногах в разном темпе с разной амплитудой: высокие, низкие – быстрые, на 1 ноге, с выбросом носка вперед, в стороны, назад, с акцентом вверх, с продвижением вперед назад, в стороны, вокруг себя, с движением рук и головы. Притопы удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, сочетание 3 удара – пауза, с разворотом носка в стороны, 3-е притопы. Упражнения для рук сжатие пальцев , круговые движения кистями, предплечьями к себе - от себя, плечами вперед-назад и круговые, резкие и плавные взмахи руками вперед, в стороны, вверх, поднимание и опускание плеч в разных темпах вместе и поочередно. Упражнения для головы наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево в разных темпах, полукруговые движения головой, вытягивание шеи вперед « гуси - индюки», «лисичка» введение в танцевальные элементы. Упражнения для корпуса наклоны в стороны, вперед, вытягивание корпуса вправо-влево ( отодвигаем стену), движения нижней части корпуса в стороны, круговые вращения корпуса вправо-влево, закручивание корпуса вкруг себя «винтик». Партерная гимнастика упражнения для стоп круговые и плоскостные, колен, бедер, сидя на полу; для корпуса – выгибание спины вверх-вниз (на коленях); сидя и лежа – скручивание и раскручивание корпуса, наклоны с вытянутыми в стороны ногами (растяжка), массаж стоп, поднимание ног со скрещиванием, удержание на «45 градусах». Показатели успешности: к концу года дети самостоятельно исполняют репертуар, правильно и выразительно применяют элементы в свободных композициях, критически оценивают уровень своих исполнительских возможностей, сопереживают и ценят партнера по совместному творчеству, радуясь за успех другого. воспринимают танцевальный материал по словесному описанию. Рабочая программа модуля «Танцевальные элементы и шаги». Раздел «Танцевальные элементы и шаги» направлен на освоение танцевальных движений ног и рук различных направлений (современный и народный танец): галоп, шаг менуэта, польки, «косичка» и др., повороты, переходы; упражнения с лентами, мячами, зонтами, платочками, султанчиками и т.д.; ориентацию в пространстве – перестроения и движения в различных направлениях. Группа раннего возраста, дети 2-3 лет. Шаги топающий, высокий. Прямой галоп Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1-1, Положения рук: «фонарики», «полочка», «погрозили», «птички большие и маленькие». Хлопки ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые. Удары: пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, по плечам, по коленям, 2 руками вместе и попеременно. Упражнения с атрибутами: - платочки: качаем, поднимаем, дразнимся, прячемся, стираем, встряхиваем. - ленточки: плавно поднимаем вперед, вверх, в стороны 2 руками вместе и попеременно, взмахи вперед-назад. - мячи (шары): показываем вправо-влево, от себя – к себе, вертим, качаем над головой. Ориентация в пространстве: движение по кругу по линии танца. врассыпную, стайкой и друг за другом. Младшая группа, дети 3-4 лет. Танцевальные элементы и шаги. Шаги топающий, высокий. Прямой галоп Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1-1, 1-2-3-4(приставить). Положения рук: «фонарики», «полочка», «погрозили», «птички большие и маленькие». Хлопки Удары: ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые. пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, по плечам, по коленям, 2 руками вместе и попеременно. Упражнения с атрибутами: - платочки: качаем, поднимаем, дразнимся, прячемся стираем, выжимаем, встряхиваем. - ленточки: плавно поднимаем вперед, вверх, в стороны 2 руками вместе и попеременно, скрещиваем, взмахи вперед-назад в сочетании с ходьбой и бегом. - мячи (шары): показываем вправо-влево, от себя – к себе вертим, качаем над головой. Ориентация в пространстве: движение по кругу по линии танца и против линии танца, врассыпную, стайкой и друг за другом. Средняя группа, дети 4-5 лет. Танцевальные элементы и шаги. Шаги топающий, приставной в стороны, вперед-назад, шаг с притопом в различных направлениях. Галоп боковой ( во 2 половине года – начало разучивания) Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1-1, 1-2-3-4(приставить) с одновременным приседанием. Полуприседания - « пружинки» с поворотом корпуса вправо-влево. Знакомство с позициями ног: 1. 2. 3. 6. Поскоки, поочередное выбрасывание ног вперед Положения рук: знакомство с 1, 2, 3 и подготовительной позициями. Хлопки ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые, с Введением ритмического рисунка: 1-2-3-пауза. Удары: пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, по плечам, по коленям, 2 руками вместе и попеременно. Упражнения с атрибутами: - платочки: качаем, поднимаем, дразнимся, прячемся. - ленточки: ранее разученным движениям добавляются резкие взмахи вверх с плавным или змеевидным опусканием вниз. - мячи (шары): показываем вправо-влево, от себя – к себе вертим, качаем над головой, подбрасываем и ловим. - куклы: покачивание у груди и, вытягивая руки в стороны, поглаживание. Ориентация в пространстве: движение по кругу по линии танца и против линии танца, врассыпную, «змейкой», в центр – из центра. Старшая группа, дети 5-6 лет. Танцевальные элементы и шаги. Шаги топающий, приставной в стороны, вперед-назад, шаг с притопом в различных направлениях, с «пружинкой». Галоп боковой соло, в паре, с притопами, с хлопками. Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1-1, 1-2-3-4(приставить) с одновременным приседанием, вперед и в стороны, добавление движений рук « Ковырялочка» прямая ( перед собой), народная ( в стороны с разворотом колена). Закрепление позиций ног: 1. 2. 3. 6. Поскоки соло и в паре. Положения рук: 1, 2, 3 и подготовительная позиция в сочетании с Приседанием и выставлением ноги на носок. Хлопки в паре - ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые, с введением ритмического рисунка: 1-2-3-пауза. Упражнения с атрибутами: - платочки, - ленточки; - мячи (шары); - куклы; - цветы; - лошадки; - светящиеся палочки, фонарики. Ориентация в пространстве: движение по кругу по линии танца и против линии танца, врассыпную, «змейкой», в центр – из центра, «улитка», «звездочка». Показатели успешности: к концу года дети самостоятельно исполняют репертуар, правильно и выразительно применяют элементы в свободных композициях, критически оценивают уровень своих исполнительских возможностей желают передавать свой опыт младшим умеют организовать игровое общение с другими детьми Подготовительная группа, дети 6-7 лет. Танцевальные элементы и шаги - соединяются в различные комбинации. Шаги знакомство с элементами бальных танцев: вальса (малый квадрат), ча-ча-ча (основной шаг, раскрытие впередназад), шаг польки, шаг «косичка» линейно и по кругу. Галоп боковой соло, в паре, с притопами, с хлопками, вокруг себя. « Ковырялочка» прямая (перед собой), народная (в стороны с разворотом колена). Повороты: в паре из положения «корзинка», под рукой партнера, на подскоках, на шагах и в беге с продвижением вперед. Подскоки соло и в паре. Положения рук: 1, 2, 3 и подготовительная позиция в сочетании с приседанием и выставлением ноги на носок. Хлопки в паре - ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые, с введением ритмического рисунка: 1-2-3-пауза, крестнакрест. Упражнения с атрибутами: - шарфы, - ленточки на палочках; - мячи (шары); - зонты; - цветы; - шляпки; - светящиеся палочки, фонарики. Ориентация в пространстве: переходы из кругового рисунка танца и наоборот, движение по кругу по линии танца и против линии танца, врассыпную в паре, «змейкой», «улиткой», «звездочкой». Рабочая программа модуля «Танцевально-ритмические композиции». В разделе «Танцевально - ритмические композиции» представлены образно – танцевальные композиции, имеющие целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Группа раннего возраста, дети 2-3 лет. ОСЕНЬ « Пальчики – ручки » « Гуляем – пляшем » « Танец с платочками » « Птичка » ЗИМА « Танец с лентами» « Маленькая полечка» « Неваляшка » « Котята» « Козлик» « Танец со снежками» « Шарики-фонарики» ВЕСНА « Солнечные зайчики» « Курочка с цыплятами » « Танец с шарами» « Капельки» с платочками « Тучка» « Веселые зверята» « Кораблик» Примечание: все композиции и упражнения исполняются по показу взрослого. Показатели успешности: Интерес к движению под музыку Выразительность движений Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. Младшая группа, дети 3-4 лет. Танцевально - ритмические композиции: ОСЕНЬ « Приседай » « Вот идет в огород… » « Какой чудесный день» « Танец с платочками » « Птичка » ЗИМА « Танец с лентами» « Мы едем, едем, едем» « Новогодние игрушки » « Котята» « Тигрята» « Сосульки» с колокольчиками « Паровозик из Ромашково» « Изумрудный город» ВЕСНА « Лили-гном» « Детский сад» « Танец с шарами» « Капельки» с платочками « Тучка» « Ежики» « Хрюшечки», «Барашек» Примечание: все композиции и упражнения исполняются по показу взрослого. Показатели успешности: в этом возрасте также являются Интерес к движению под музыку Выразительность движений Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. Разнообразие выполняемых движений, соответствие темпу, ритму, форме музыкального произведения. Средняя группа, дети 4-5 лет. Танцевально - ритмические композиции: ОСЕНЬ « Горошинки» с погремушками « Лили - гном» « Чунга - чанга» « Почемучный возраст» « Дорога не тропинка» ЗИМА « Бубенцы» « Куколки» с лорнетами « Лунатики» ( « Пузыри») с шариками « Джайв» ВЕСНА « Чемпион» « С добрым утром» « Самолетик» « Храбрый зайчик» « Дорожная» « Тетя-весельчак» « Пяточка-носочек» « Танец с салютиками » « Танец с куклами» « Озорные игрушки» с игрушками Старшая группа, дети 5-6 лет. Танцевально - ритмические композиции: ОСЕНЬ « Зверобика» « Добрый танец» « Арбузы» « Кузнечик» ЗИМА « Танец Красной Шапочки и Волка» « Танец фигуристов» « Пингвины» « Разноцветная игра» « Варенье» «Детский сад» («Дельфин») ВЕСНА « Веселая зарядка» «Кошелечек» « Коротышки» « Разноцветный дождь » « Сиделки» Подготовительная группа, дети 6-7 лет. Танцевально - ритмические композиции: ОСЕНЬ « Оранжевый подсолнух» « Бананы» « Мы – хомяки!» ЗИМА « Валенки» с платками « С новым годом!» « Настоящий друг» « Разноцветный дождь» « Утро начинается» « Мушкетеры» ВЕСНА « Синие птицы» - элементы вальса « Чик и Брик» « Разноцветная песенка» (« Краски») « Облака » « Песенка о ремонте» « Дважды два - четыре» «1,2,3...» Показатели успешности: к концу года дети самостоятельно исполняют репертуар, правильно и выразительно применяют элементы в свободных композициях. используют разнообразные виды движений в танцевальных импровизациях Рабочая программа модуля «Этикет и игры». Раздел «Этикет» включает приветствие и прощание (поклоны в разных стилях), приглашение на танец, различные положения в паре, благодарность в конце танца. Раздел «Игры» является заключительным, где дети в процессе самомассажа, пальчиковых и музыкальных игр, имеют возможность свободно выразить свои эмоции, получить радость и хорошее настроение. Группа раннего возраста, дети2-3 лет. Игры « Меланья» « Зайцы и лисичка» « Игра с медвежонком» « Цветочки» « Пароход» Этикет Приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «пружинка», мальчики – поклон головой. Младшая группа, лети 3-4 лет. Игры « Меланья» « Карусель» « Зайцы и волк» « Дети и медведь» Этикет Приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «пружинка», мальчики – поклон головой. Средняя группа, дети 4-5 лет. Игры « Веселые мячики» « Замри» « Самолеты» « Карусели» « Петух» «Делай, как я» « Катерина» Этикет Приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «пружинка», знакомство с реверансом, мальчики – поклон головой с одновременным шагом в сторону. Старшая группа, дети 5-6 лет. Игры «Зеркало» « Цирк» « Хитрая лиса» « Найди и промолчи» « Чей кружок скорее соберется» « Карлики- великаны» Этикет Приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «реверанс», мальчики – поклон головой с одновременным шагом в сторону. Положения в паре: « лодочка», « корзинка», девочка держит партнера под руку, «стрелочка». Подготовительная группа, дети 6-7 лет. Игры « Цирк» « Хитрая лиса» « Селезень и утка» «Чучело» «Морская фигура, замри» Этикет Приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка – шаг в сторону, «реверанс» с раскрытием рук, мальчики – поклон головой с одновременным шагом в сторону. Положения в паре: « лодочка», « корзинка», девочка держит партнера под руку, «стрелочка», правая рука партнера на талии партнерши, левая рука держит левую руку девочки впереди или над головой.