ДООП Каблучок

2

Содержание
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность программы
1.2 Объём программы
1.3 Режим занятий и формы обучения
2. Цели и задачи программы
3. Содержание программы
3.1 Учебный план
4. Планируемые результаты
5. Условия реализации программы
5.1 Материально-техническое обеспечение
5.2 Кадровое обеспечение
6. Форма оценки планируемых результатов
7. Список используемой литературы

3
4
4
4
5
6
7
10
10
10
10
12
13

3

1. Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста
«Каблучок»» имеет художественную направленность.
Данная программа - комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий,
который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих
программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
оценочных и методических материалов, с учетом в содержании рабочей программы
воспитания, календарного плана воспитательной работы.
Программа «Каблучок» ориентирована на развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и
культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности. Основной целью
данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся,
нравственное и художественно- эстетическое развитие личности ребёнка.
При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности, но при этом к
освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления
требований к уровню образования.
Дополнительная общеобразовательная программа «Каблучок»» разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»»;
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;

4

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
13. Устав МАДОУ – детского сада № 233;
Положение о
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих
программах МАДОУ – детского сада № 233 Ленинского района города Екатеринбурга.

8.

1.1.Актуальность программы: предполагает целенаправленною работу по
обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения творческих
потребностей для духовного, интеллектуального развития, посредствам приобщения их к
миру танца, народной, эстрадной и классической музыки.
Новизна программы «Каблучок»» состоит в личностно-ориентированном
обучении. Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать
каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации своих
способностей, как в коллективе, так и индивидуально.
Отличительная особенность программы: приобщение детей к музыкальноритмической деятельности с раннего возраста (2 года) на основе «вовлекающего» показа
педагога.
Адресат: дети дошкольного возраста 2-7 лет.
1.2. Объем программы.
Программа рассчитана на 5 лет обучения. Объем программы - 400 часов.
Учебный год в течении 10 месяцев. 80 занятий в учебный год.
1.3. Режим занятий и формы обучения.
В работе используются формы: групповые занятия 2 раза в неделю.
10 минут - группа раннего возраста 2-3 лет
15 минут - группа младшего возраста 3-4 года

5

20 минут – группа среднего возраста 4-5 лет
25 минут - группа старшего возраста 5-6 лет
30 минут – подготовительная группа 6-7 лет
Итого 80 занятий в год
- сводные концерты 4 раза в год,
- открытые занятия,
- доминантные занятия,
- тематические (сюжетные) занятия.
В работе используются следующие методы: показ взрослого, показ старших детей,
словесные объяснения, демонстрация видеоматериалов.
Уровень программы: базовый.
2. Цели и задачи воспитательно-образовательной работы.
Цель - формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами
танцевального искусства.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач:
1. Развивая детей средствами танца, сформировать восприятие музыкальных образов
и способности выражать их в движении.
2. Стимулировать познавательные процессы личности ребенка: восприятие, память,
мышление, воображение.
3. Расширить возможности коммуникации невербальными средствами.
4. Овладеть культурой движений: правильная постановка корпуса и рук, умение
сочетать движения в разных плоскостях, с различной амплитудой и темпом,
5. Развивать ритмичность и координацию движений, укреплять все группы мышц.
6. Обогатить эмоционально-волевую сферу.
7. Воспитание позитивных межличностных взаимоотношений в группе.
8. Создание благоприятных условий для усвоения детьми дошкольного возраста
социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.

Программа построена с учетом следующих принципов:
1. Принцип систематичности обуславливает необходимость последовательности,
преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных
умений и навыков.
2. Принцип постепенности: построение занятий в соответствии с правилами – «от
простого к сложному», «от известного к неизвестному». Постепенность
обеспечивается постепенным усложнением изучаемых движений, чередованием
нагрузки и отдыха.
3. Принцип индивидуальности: осуществление индивидуального подхода к детям
разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития.
4. Принцип доступности: соответствие задач, средств, методов, танцевальноритмических композиций возрастным возможностям и уровню подготовки детей.

6

5. Принцип наглядности: четкий, грамотный показ преподавателем упражнений и
элементов танца.
6.
Принцип творчества: обеспечение возможности для каждого ребенка
возможности приобретения собственного опыта творческой
деятельности.
3. Содержание программы.
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Каблучок»
имеет художественно направленность. Программа имеет модульную структуру. Модуль –
совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая определенную логическую
завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания,
обучения.
модуль «Ритмопластика»
модуль «Танцевальные элементы и шаги»
модуль «Танцевально-ритмические композиции»
модуль «Этикет и игры»
При реализации каждого модуля учтены возрастные особенности и содержание
направлений развития и образования детей дошкольного возраста:
"Физическое развитие»

«Социальнокоммуникативное
развитие»

«Познавательное
развитие»

«Речевое развитие»

развитие физических качеств, необходимых для музыкальноритмической деятельности, использование музыкальных
произведений в качестве музыкального сопровождения
различных видов детской танцевальной деятельности и
двигательной активности сохранение и укрепление физического
и психического здоровья детей, формирование представлений о
здоровом образе жизни, релаксация.
развитие свободного общения с детьми и взрослыми в области
танца; развитие всех компонентов устной речи в
театрализованной деятельности; практическое овладение
воспитанниками нормами речи, формирование представлений о
музыкальной танцевальной культуре и танцевальном искусстве;
развитие игровой деятельности; формирование гендерной,
семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
расширение кругозора детей в области танца; сенсорное
развитие, формирование целостной картины мира в сфере
танцевального искусства, приобщение к различным видам
танцевального искусства, использование художественных
произведений для обогащения содержания области,
закрепления результатов восприятия музыки. Формирование
интереса к эстетической стороне окружающей
действительности; развитие детского творчества.
использование музыкальных произведений с целью усиления
эмоционального восприятия художественных произведений.
Обогащение словарного запаса.

7

Занятия строятся по определенной структуре:
Вводная часть (подготовка детей к основной части, разминка).
Основная часть (изучение технических элементов, составление композиций,
совершенствование изученных схем).
Заключительная часть (выполнение игровых элементов под музыку).
Виды занятий:
Учебное занятие;
Открытое занятие;
Беседа;
Игра;
Танцевальное соревнование;
Занятие-праздник;
Концерт;
Конкурс;
Фестиваль.

3.1. Учебный план
Модуль
1-й год
обучения
Дети 2-3 лет
Теор Практ
ия/
ика/
заня заняти
тия
я
модуль
4
12
«Ритмопла
стика»

2-й год
обучения
Дети 3-4 лет
Теор Практ
ия/
ика/
заня заняти
тия
я
3
13

3-й год
обучения
Дети 4-5 лет
Теор Практ
ия/
ика/
заня заняти
тия
я
3
12

4-й год
обучения
Дети 5-6 лет
Теор Практ
ия/
ика/
заня заняти
тия
я
4
12

5-й год
обучения
Дети 6-7 лет
Теор Практ
ия/
ика/
заня заняти
тия
я
4
12

модуль
4
«Танцевал
ьные
элементы и
шаги»
модуль
6
«Танцевал
ьноритмическ
ие
композици
и»

10

3

13

3

14

4

12

4

12

20

7

23

5

24

4

24

4

24

модуль

18

5

13

5

14

5

15

5

15

6

8

«Этикет и
игры»
Итого

20

Всего

80

60

18

62

80

16

64

17

80

63

17

80

80

Учебный план для детей группы раннего возраста 2-3 года. (Первый год обучения)
Раздел программы

теория

практика

всего

1

Разминка (ритмопластика)

4

12

16

2

Танцевальные элементы и
шаги
Танцевально-ритмические
композиции
Танцевальные игры. Этикет

4

10

14

6

20

26

6

18

24

Итого

20

60

80

3
4

Учебный план для детей младшей группы 3-4 года. (Второй год обучения)
Раздел программы

теория

практика

всего

1

Разминка (ритмопластика)

3

13

16

2

Танцевальные элементы и
шаги
Танцевально-ритмические
композиции
Танцевальные игры Этикет

3

13

16

7

23

30

5

13

18

Итого

18

62

80

3
4

63

9

Учебный план для детей средней группы 4-5 лет. (Третий год обучения)
Раздел программы

теория

практика

всего

1

Разминка (ритмопластика)

3

12

15

2

Танцевальные элементы и
шаги
Танцевально-ритмические
композиции
Танцевальные игры Этикет

3

14

17

5

24

29

5

14

19

Итого

16

64

80

3
4

Учебный план для детей старшей группы 5-6 лет. (Четвертый год обучения)
Раздел программы

теория

практика

всего

1

Разминка (ритмопластика)

4

12

16

2

Танцевальные элементы и
шаги
Танцевально-ритмические
композиции
Танцевальные игры Этикет

4

12

16

4

24

28

5

15

20

Итого

17

63

80

3
4

Учебный план для детей подготовительной группы 6-7 лет. (Пятый год обучения)
Раздел программы

теория

практика

всего

1

Разминка (ритмопластика)

4

12

16

2

Танцевальные элементы и
шаги
Танцевально-ритмические
композиции
Танцевальные игры Этикет

4

12

16

4

24

28

5

15

20

Итого

17

63

80

3
4

10

4. Планируемые результаты освоения программы:
К концу курса дети должны знать:
 6-8 программных танцев для самостоятельного исполнения
 Индивидуальные танцы, используемые на праздниках и развлечениях
 Азы партнерских отношений
 Предлагаемый объем танцевальных движений
Должны уметь:
 Создавать посредством мимики, пластики, жеста характер и образ исполняемых
героев
 Воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному описанию
 Сопереживать и ценить партнера по совместному творчеству (ровесника и
взрослого)
 Радоваться успехам друг друга
 Критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей.

5. Условия реализации программы.
5.1. Материально-техническое обеспечение.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Наименование
Оборудование
Фортепиано
Музыкальный центр
Проектор, экран
Ноутбук
Стол письменный
Стулья большие
Стулья маленькие

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Атрибуты
Колобки
Шишки
Топорики
Фонарики
Снежки
Палочки метелиц
Палочки снежинок
Звезды пластиковые
Звезды светящиеся
Конфетки
Короны серебристые
Лопатки
Дуга
Цветы

Количество
1
1
1
1
1
9
35

21
30
8
20
20
8
16
14
10
8
10
2
1
50

11

15
16
17

Платочки
Колоски
Листочки осенние

30
24
36

5.2. Кадровое обеспечение.
Должностные обязанности. Педагог осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой,
развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся,
воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и
принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение
срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и
методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные
занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и
психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных
информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся,
воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ.
Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет
творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию,
формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует
разные виды деятельности обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности,
осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе
исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет
связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные
события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся,
воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями,
развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся,
воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в
работе педагогических, методических советов, объединений, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в
организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или
лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей
компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во
время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение
правил охраны труда и пожарной безопасности.

12

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную
педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и
потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;
методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы,
методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической,
эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой
деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;
деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития
мастерства; современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода,
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их
заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными
таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране
труда и пожарной безопасности.
Роменская Анастасия Владиславовна
ФГБОУ ВО "Тюменский государственный институт культуры". Магистр. Педагогическое
образование, 02.09.2018 - 02.02.2021

6. Форма оценки результатов.
Мониторинг развития детей в музыкально-ритмической деятельности проводится
педагогом для составления плана работы с детьми 2 раза: в начале и конце учебного года.
Основной метод педагогической диагностики – экспресс-наблюдение проявлений
детей в процессе движения в условиях выполнения обычных или специально
подобранных заданий на основе репертуара программы и включает в себя следующие
параметры:
 Интерес к музыкальным движениям, эмоциональность и выразительность
исполнения.
 Освоение различных видов движения в соответствии с программой,
ориентация в пространстве, подвижность (лабильность) нервных процессов –
умение переключаться, менять движения в соответствии с музыкой.
 Креативность (импровизация и творчество).
Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты в таблицу в начале
и конце учебного года. (Приложение №1)
Отметка о результате освоения модуля программы не является оценкой успешности
ребенка, а необходима педагогу для построения индивидуализации обучения.

13

Уровни освоения программы «Каблучок»»:
Высокий - Исполнение танца и движений выразительное, эмоциональное,
самостоятельное, в соответствии с темпом, характером и стилем произведения,
проявление творческой инициативы в движении, восприятие танцевального материала по
словесному описанию.
Средний - Исполнение танца и движений без выражения, не эмоциональное, по
показу (дети 5-7 лет), отсутствие творческой инициативы в движении.
Низкий - Не ритмичное, не выразительное исполнение танца по показу (дети 5-7 лет),
не освоение некоторых программных элементов.
Формы подведения итогов реализации программы «Каблучок»» являются
выступления на танцевальных конкурсах, фестивалях, выступления в разновозрастных
группах. В конце года проводится итоговый концерт для детей и родителей.
7. Список используемой литературы
№

Наименование

Количество

1

Буренина А. И., Ритмическая мозаика. - С-Пб., Музыкальная
палитра, 2012.
Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И., Ку-ко-ша. – С-Пб.
2010.
Суворова Т. И., Танцевальная ритмика для детей. – С-Пб. 2012.

1+ диски

2
3
4
5
6
7

1
2
3

1 DVD? CD

1приложение,
Диски
Усова О. В., Развитие личности ребенка средствами хореографии. 1+диски
Театр танца. – Екатеринбург, 2001.
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г., Са-фи-дансе. Танцевально-игровая 1
гимнастика для детей. - С-Пб., Детство-пресс, 2001.
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г., Фитнес-данс. Лечебно –
1
профилактический танец. - С-Пб., Детство-пресс, 2007.
Черемнова Е. Ю. Танцетерапия: танцевально оздоровительные
1
методики для детей. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

Список литературы для обучающихся и родителей
Барышникова Татьяна, Азбука хореографии. Учебное пособие,
ИЗД РОЛЬФ, 1999,- 272с.
Астрид Валанс, Балетные сказки и истории, ИЗД АСТ, 2024, 96 с.
Суслова Нелли Вячеславовна, Музыкальный театр. Лебединое
озеро / Сказка, балет Чайковского, ИЗД Clever, 2024, 112 с.

1
1
1

14

Приложение №1

Модуль
Фамилия
Имя
Ребенка
Время диагностики

Игры и
Этикет

Танцевальные
элементы и шаги

Ритмопластика

Ходьба
Бег
Прыжки
Притопы
Партерная гимнастика
Шаги
Галоп соло и в паре
Носок-каблук
Подскоки соло и в паре
Позиции рук
Позиции ног
Упражнения с атрибутами
Ориентация в пространстве
Танцевально- ритмические
композиции
Игры
Этикет
Положение в паре

Уровень освоения программы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».