01.09.2020
1. Условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и детей инвалидов
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №
273-ФЗ от 29.12.2012, Статья 42.
Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть
проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся
необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной
организации.
Психолого-педагогическая
помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в
письменной форме родителей (законных представителей).
Бланк согласия
родителей на
психолого-педагогическое сопровождение.
Бланк заявления на организацию занятий с ребенком.
В
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении - детском саду № 233 представлены равные
условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные
права детям, имеющим разные стартовые возможности.
В соответствии
с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в
Российской Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования», уставом МАДОУ - детского сада № 233
созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального
подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для
комфортного обучения, ухода и присмотра.
Обучающиеся
с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом
и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования
без создания специальных условий (ч. 16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цель деятельности– создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные
психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей, в
освоении ими адаптированной образовательной программы Учреждения и подготовка
обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования.
Прием ребенка
с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее
сответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с
согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации
психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
В МАДОУ - детском саду № 233 организован и действует
логопедический пункт.
2.
Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и
инвалидов.
В целях обеспечения специальных условий образования
детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МАДОУ- детском саду № 233 создается
безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории
детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент воспитанников,
в настоящее время укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и
развивающими пособиями, играми.
МАДОУ - детский сад № 233 включено в план реализации
Государственной программы РФ «Доступная среда». Определены мероприятия по
совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного
передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом
доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).
Для слабовидящих при входе в здание установлена вывеска с
названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная
рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
Разработана версия официального сайта МАДОУ для слабовидящих. Для детей
в наличии книги для слабовидящих с тактильными страницами.
3. Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются
условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование
адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной
работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования,
представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в
Российской Федерации»
При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в МАДОУ
учтены
В МАДОУ психолого-педагогическая служба сопровождения (учителя-логопеда,
педагога-психолога, инструктора по физической культуре) участвует в
проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность
специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования
детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.
Организационное обеспечение.
Нормативно-правовые локальные акты. Организация медицинского обслуживания.
Организация питания. Организация взаимодействия с родителями. Организация
взаимодействия с ПМПК города Екатеринбурга. Организация взаимодействия с
социальными партнерами, с органами социальной защиты. Информационное
обеспечение.
Психолого-педагогические условия: комплексное психолого-педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных
образовательных программ и методов, специальных методических пособий и
дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий.
Материально-техническое обеспечение
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом
потребностей детей с ОВЗ, посещающих МАДОУ, возможностей для беспрепятственного
доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры МАДОУ, санитарно-бытовых
условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, (частичное наличие оборудованных
санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий с учетом
конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, посещающих МАДОУ (наличие
адекватно оборудованного пространства в учреждении и т.д.); пожарной и
электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МАДОУ.
Организационно-педагогическое обеспечение.
Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды,
специального режима в определенные периоды времени и др.; Программно-методическое
обеспечение; Обучение пор АОП ДО.
Использование учебно-методических материалов, дидактических материалов.
Использование форм и методов организации инклюзивного образовательного процесса
в группе. Вариативные формы образования.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
МАДОУ на 100% укомплектовано педагогическими работниками, компетентными в
понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
В МАДОУ работает педагог-психолог,
учитель-логопед, имеющие опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных
программ в области коррекционной (специальной) педагогики, специальной
психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже, чем каждые три года.
Педагогические работники, осуществляющие образование детей данной
категории, прошли обучение на курсах повышения квалификации различной тематике:
«Организация коррекционно-развивающей работы в условиях реализации ФГОС»,
«Технологии работы с дошкольниками с умственной отсталостью», «Современные
образовательные технологии в условиях ФГОС ДО», «Модуль «Образовательные
технологии деятельностного типа в рамках реализации ФГОС», «Инновационные
технологии образования детей с ОВЗ», «Комплексное сопровождение учащихся с ОВЗ
в условиях инклюзивного образования» и другие, что позволяет им эффективно
выстраивать образовательную деятельность.
Педагоги активно представляют опыт своей деятельности на
конференциях, семинарах, участвую в конкурсах различного уровня.
Информация о составе педагогических работников МАДОУ с указанием уровня
образования, квалификации и опыта работы доступна в разделе официального сайта
«Сведения об образовательной организации» на странице «Педагогический состав»
(Специалисты и Воспитатели).
В работе педагога-психолога, учителя-логопеда, используются
специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все
направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный
дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического
планирования.
В МАДОУ используются специально технические средства обучения коллективного
и индивидуального пользования. В МАДОУ активно применяются
информационно-коммуникационные технологии образования. В групповых помещения,
музыкальном зале установлено современное ИКТ оборудование, имеются ноутбуки для
педагогов. Учитель-логопед использует в работе специализированную компьютерную
технологию «Игры для Тигры», которая представляет собой единый
программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу «Игры для
Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями
ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.
Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья:
МАДОУ - детский сад готов принять детей с различными нарушения в развитии и
здоровья.
Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с
предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек,
карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов,
предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков
и т.п.
Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных
действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания
и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого
иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями
людей.
Для детей с нарушением слуха – игрушки, картинки, таблички для изучения
пространственных понятий, схемы составления описательных рассказов,
предложений, схемы последовательности действий, модели по изучению тем недели в
соответствии с календарно-тематическим планированием.
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – минифланелеграфы для
каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки
по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров,
переборки, сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные
игрушки.
При использовании помещений МАДОУ для организации коррекционно-развивающей
работы с детьми с ОВЗ продуманы возможности физкультурного зала с оборудованием
для детей с ОВЗ, кабинетов учителя-логопеда, педагога-психолога. Более
подробная информация размещена в разделе официального сайта
«Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».
Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах
АОП ДО определяет содержание образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1).
МАДОУ, в котором обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ, самостоятельно
разрабатывает и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного
образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения
развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья (для детей со сложным дефектом развития, с аутизмом, с умственной
отсталостью умеренной и тяжелой степени, с тяжелыми нарушениями речи).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП ДО только с согласия их родителей
(законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Цель АОП ДО – создание оптимальных условий для позитивной социализации и развития
личности детей с ОВЗ через индивидуализацию коррекционно-образовательного
процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка, имеющего особые
образовательные потребности
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального
закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации·).
Образование детей, имеющих особые образовательные потребности, проводится
по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребенка, медицинскими рекомендациями, рекомендациями
специалистов на основе решения ПМПК и рекомендациями индивидуальной программы
реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное
пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении
образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МАДОУ
специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей
развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится
полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МАДОУ (
учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности,
беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития
и только затем начинают работать над составлением индивидуального
образовательного маршрута по реализации адаптированной образовательной
программы МАДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего
материала, заданий и занятий.
В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов
работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с
семьей ребенка.
На учебный год составляется План-график проведения диагностических
обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре
(входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики организуется система
индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с
родителями (законными представителями) ребенка.
Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое
сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.
Осуществление необходимой коррекционно-развивающей работы и логопедической
помощи обучающимися (в т.ч. детям с ограниченными возможностями здоровья)
Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному
образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию
ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа
не подменяет собой обучение ребенка с ОВЗ, которое тоже носит
коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-педагогическое
сопровождение ребенка в образовательном процессе МАДОУ.
Особенности коррекционно-развивающей работы в МАДОУ: создание положительной
психологической атмосферы; задания выполняются в игровой форме; для достижения
развивающего эффекта, дети неоднократное выполняют задания, но на более высоком
уровне трудности.
Коррекционно-развивающая работа в МАДОУ включает в себя следующие
взаимосвязанные направления:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в
условиях Учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся
недостатков в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных,
регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса
для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Деятельность по коррекции дефектов в
развитии проходят в индивидуальной или
подгрупповой форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы,
способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся,
обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная
деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в
ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в
ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с
семьей и социальными
партнерами.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:
- развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных
областей;
- развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;
- создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим
собой;
- формирование положительной мотивации к деятельности;
- обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами,
игровым
приемам и др.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья
детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают
родителей о состоянии здоровья. Настоящие правила, и нормативы направлены на
охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию,
обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) Один раз в неделю медсестра проводят осмотр детей на педикулез. Результаты
осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом,
их отправляют на консультацию к специалистам (для санации).
Медсестра наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и
физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение
профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима
дня. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы
медсестры, осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Большое внимание в детском саду
уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и
лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и
укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных
особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны
на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий;
контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих
процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду;
формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение
года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными
особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности
каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия
для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в
свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое
оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры,
физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные
игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество
инструктора по физической культуре, воспитателей и
медсестры позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и
укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение
уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Дошкольный
возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и
физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются
различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, под
корковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений
сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня
здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе
новые подходы к организации занятий физическими упражнениями
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей- инвалидов на
дошкольном уровне общего образования
«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность», Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в
Российской Федерации»
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей
и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью
инклюзивного образования дети с особыми образовательными потребностями учатся
общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции,
взаимодействуют друг с другом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.01.2021
Дата обновления: 19.11.2024
Дата публикации: 01.09.2020