Методические рекомендации по организации присмотра и ухода — копия (1)

1

Пояснительная записка.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ разделены функции
по

предоставлению

бесплатного

и

общедоступного

дошкольного

образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к
полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов РФ и
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов) соответствующих организаций;
родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание
детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных
организациях. С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель
организации,

осуществляющей

образовательную

деятельность,

вправе

устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и
ее размер. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по
организации

питания

и

хозяйственно-бытового

обслуживания

детей,

обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
Муниципальная услуга оказывается в целях охраны жизни и здоровья детей,
социализации детей в коллективе сверстников, обеспечения освоения
ребенком социального опыта общения со сверстниками и взрослыми в
совместной игровой деятельности, предоставления родителям, имеющим
детей,

возможности

трудоустройства.

Игра является основной деятельностью ребенка и создание специальных
условий для развития этого вида деятельности дошкольников поможет
решать ряд

вопросов,

связанных как с

оптимизацией организации

воспитательно-образовательного процессов, так и с формированием и
коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детсковзрослом коллективе.
2

Игротека позволит расширить жизненное пространство детей, изменять при
необходимости среду и приобретать опыт общения с людьми разного
возраста (взрослыми и детьми). Это поможет решению проблемных
ситуаций, которые так или иначе возникают в детско-взрослом сообществе.
В каждом возрасте существует проблема адаптации к новому. Для детей
раннего возраста посещение специальных программ Игротеки позволит
приобрести и развить определенные социальные, бытовые навыки и
подготовиться к посещению детского сада. Для детей при переходе от одного
сообщества

в другое

посещение

временных групп для

специально

организованных игр также поможет более эффективно адаптироваться к
новым условиям, развить определенные навыки социализации. Специальные
программы помогут формированию социальных, игровых, учебных навыков,
что

является

дополнительным

условием

для

осуществления

более

эффективного перехода детей 6-7 лет из дошкольного детства к школьному
обучению.
Иногда в группе детского сада нет возможностей для формирования
различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития
процессов индивидуализации. Отдельное пространство со специально
организованными

зонами

может

помочь

ребенку

реализоваться

в

соответствии с его интересами и наклонностями. Специалисты Игротеки,
работая по технологиям личностно-ориентированного подхода, помогут
решению возникших проблем.
Цели и задачи Игротеки.
Игротека

служит

в

качестве

дополнительного

развивающего

и

образовательного пространства, места для проведения коррекционных (при
необходимости) занятий с дошкольниками и программ социализации. В
дошкольном учреждении оборудуется отдельное помещение, в котором
выделяются специальные игровые зоны, оснащенные материалами для детей
разного возраста. Игротека служит также в качестве пространства для
3

формирования

разновозрастных

групп

временного

пребывания

под

определенные воспитательно-педагогические задачи.

Оборудование и игровой материал.
Ниже приводиться примерный список оборудования и игрушек, которые
могут использоваться детьми для игр и специалистами для проведения
индивидуальных и групповых занятий с ними.
Материальная база Игротеки включает в себя следующие разделы:


Оборудование для развития общих движений



Игрушки для развития движений рук и ручных навыков



Игрушки для развития тактильного восприятия



Игрушки и средства для развития зрительного восприятия



Игрушки для развития слухового восприятия



Игрушки для развития мышления



Игрушки для развития речи и языка



Игрушки для социально-эмоционального развития



Материалы для изобразительного творчества



Средства для музыкального развития



Книги для детей



Книги для родителей



Видеокассеты с записями игровых сеансов

Организация среды.
Пространство обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по
своему содержанию и функциональной пригодности:


зоны сюжетно-ролевых игр (“больничка”, “парикмахерская”, “магазин”,
“комната”, “кухня” и т.д.)



зона активных игр (спортивные модули, мячи, маты)
4



зоны релаксаций (сенсорная беседка, полотна, коврики, домики – палатки,
качели)



зона игр с песком и водой, природным материалом



зона интеллектуальных игр для развития высших психических функций
(настольно-печатные игры, наборы карточек и т.д.)



“строительные” зоны (конструкторы, строительные наборы из различных
материалов разной степени сложности)



зона игр по развитию мелкой моторики



музыкальная зона (музыкальные инструменты, микрофон, магнитофон,
записи с разными мелодиями, караоке)



зона для рисования и прикладной деятельности (мольберты, столы, бумага,
краски, карандаши, пластилин, кисти, цветная бумага, картон, клей,
природный материал и т.д)

Специалисты.
Специфика работы Игротеки МАДОУ подразумевает наличие ряда
специалистов: педагога - психолога, учителя - логопеда, воспитателя,
педагогов дополнительного образования.
В Игротеке всегда находиться воспитатель, он организовывает детей на
самостоятельную игру, организовывает групповые занятия. Его роль зависит
от тех ситуаций, которые могут возникать с процессе работы с детьми и от
возраста детей. Он может выступать организатором игровой среды,
наблюдателем, помощником, партнером по общению, партнером по игре,
посредником, инициатором игры.
Педагогом - психологом организовываются и проводятся коррекционные
занятия для детей, нуждающихся в них. Возможно оказания психологопедагогического взаимодействия с родителями воспитанников. Педагогом психологом создается специальная коррекционная программа на каждого
ребенка, нуждающегося в коррекции, им проводится целенаправленная
5

работа с родителями. В расписание включаются игры, корректирующие
поведение ребенка, как индивидуальные, так и групповые.
Учитель-логопед создает речевую среду с целью обучения
коммуникативным и когнитивным навыкам. Создает условия для вызывания
речевой активности и стимулирования речи детей.
Педагоги дополнительного образования проводят занятия по
дополнительным образовательным программам, организуют досуговую и
клубную деятельность детей и их родителей.
Специалисты организуют наблюдение за детьми во время игровой и
образовательной деятельности, ведут карточки развития ребенка, где
отражается динамика развития тех или иных навыков. Содержание карточки
развития включает в себя отражение несколько направлений:


физическое развитие



общение и развитие речи



социальное развитие и игра



самостоятельность и независимость



этикет

Организация занятий и формирование групп.
Индивидуальные занятия с ребенком.
Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать
подобную поддержку и помощь ребенку. Цели индивидуальной игротерапии:


создание условий для ощущения ребенком своей эффективности
(успешности или возможности контролировать окружение и себя);



создание условий для выражения ребенком своих желаний, соображений,
аффектов;

6



выявление наиболее эффективных модальностей (тактильной, звуковой и
т.д.) и доминирующего игрового стиля ребенка для выработки
оптимальной стратегии его обучения;



подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового
взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические
особенности;



содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его
самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного
отношения к людям.
Модель плана деятельности педагога
№

Режимные

п/п

моменты

1.

7.00. - 7.30.
Прием детей

Формы организации и формы работы с детьми

Самостоятельная

деятельность

детей

(по

инициативе и желанию ребенка).
Совместная

деятельность:

подгрупповая

и

индивидуальная. Формы работы: беседа, игры с
правилами, чтение художественной литературы,
поручения и т.д.

2.

18.00. - 19.00.
Разнообразная

Совместная деятельность взрослых и детей.
Самостоятельная деятельность детей.

детская

Формы работы: подвижные дидактические игры,

деятельность

подвижные

игры

с

правилами,

игровые

упражнения, сюжетные игры, игры с правилами,
подвижные

игры

сопровождением),

(с

музыкальным

музыкально–дидактическая
7

игра, соревнования, мастерская по изготовлению
продуктов

детского

творчества,

реализация

проектов, беседы, ситуативный разговор, речевая
ситуация, составление и отгадывание загадок,
чтение, обсуждение, разучивание.

Время посещения (режим работы игротеки)
Дети могут посещать Игротеку как в определенное время (по расписанию),
так и в том случае, если ребенок проявил желание туда отправиться
самостоятельно. Все перемещения каждого ребенка согласовываются с
воспитателем группы. Составляется расписание индивидуальных и
групповых игровых занятий. Составляется расписание проведения семейных
игровых сеансов, клубной работы, досуговых мероприятий, занятий по
дополнительным образовательным курсам.
Работа с родителями.
Специалистами Игротеки организуется работа с родителями:


встречи и беседы родителей со специалистами Игротеки;



родительские семинары;



консультирование родителей по технике общения, воспитания и
использования игровых средств;



анкетирование для получения обратной связи от родителей ;



проведение семейных игровых сеансов;



организация выпуска родительской газеты;



совместная с родителями организация досуговых мероприятий;



клубная деятельность;



организация библиотеки и видеотеки для родителей.

8

Список использованной литературы.
1. Российская лекотека (А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина, В.Н.Ярыгин,
Л.В.Ярыгтна, И.Е.Аверина, Н.А.Светлова, Н.Я.Семаго, П.И.Шабан,
И.В.Шарая, С.В.Уилсон) Москва, 2001
2. В.П.Балобанова, А.Ю.Пасторова Групповая работа с детьми раннего
возраста: учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с
маленькими детьми. – СПб.: ИРАВ, 2001.
3. Рылеева Е.В. Вместе веселее ! Дидактические игры для развития навыков
сотрудничества у детей 4-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести – М.:
ИНТОР, 1996.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое
руководство. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
6. Готовность к школе: руководство практического психолога (под редакцией
И.В.Дубровиной). – М.: Наука, 1995.
7. Ребекка Р.Фьюэлл, Патриция Ф. Вэдэзи Обучение через игру: руководство
для педагогов и родителей (перевод с англ. Л.А.Чистович,
Е.В.Кожевниковой) - СПб.: ИРАВ, 1999.
8. Дженни Лешли Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и
решать проблемы: пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.:
Просвещение,1991

9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».