1 Пояснительная записка. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций; родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня; Муниципальная услуга оказывается в целях охраны жизни и здоровья детей, социализации детей в коллективе сверстников, обеспечения освоения ребенком социального опыта общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, предоставления родителям, имеющим детей, возможности трудоустройства. Игра является основной деятельностью ребенка и создание специальных условий для развития этого вида деятельности дошкольников поможет решать ряд вопросов, связанных как с оптимизацией организации воспитательно-образовательного процессов, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детсковзрослом коллективе. 2 Игротека позволит расширить жизненное пространство детей, изменять при необходимости среду и приобретать опыт общения с людьми разного возраста (взрослыми и детьми). Это поможет решению проблемных ситуаций, которые так или иначе возникают в детско-взрослом сообществе. В каждом возрасте существует проблема адаптации к новому. Для детей раннего возраста посещение специальных программ Игротеки позволит приобрести и развить определенные социальные, бытовые навыки и подготовиться к посещению детского сада. Для детей при переходе от одного сообщества в другое посещение временных групп для специально организованных игр также поможет более эффективно адаптироваться к новым условиям, развить определенные навыки социализации. Специальные программы помогут формированию социальных, игровых, учебных навыков, что является дополнительным условием для осуществления более эффективного перехода детей 6-7 лет из дошкольного детства к школьному обучению. Иногда в группе детского сада нет возможностей для формирования различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития процессов индивидуализации. Отдельное пространство со специально организованными зонами может помочь ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями. Специалисты Игротеки, работая по технологиям личностно-ориентированного подхода, помогут решению возникших проблем. Цели и задачи Игротеки. Игротека служит в качестве дополнительного развивающего и образовательного пространства, места для проведения коррекционных (при необходимости) занятий с дошкольниками и программ социализации. В дошкольном учреждении оборудуется отдельное помещение, в котором выделяются специальные игровые зоны, оснащенные материалами для детей разного возраста. Игротека служит также в качестве пространства для 3 формирования разновозрастных групп временного пребывания под определенные воспитательно-педагогические задачи. Оборудование и игровой материал. Ниже приводиться примерный список оборудования и игрушек, которые могут использоваться детьми для игр и специалистами для проведения индивидуальных и групповых занятий с ними. Материальная база Игротеки включает в себя следующие разделы: Оборудование для развития общих движений Игрушки для развития движений рук и ручных навыков Игрушки для развития тактильного восприятия Игрушки и средства для развития зрительного восприятия Игрушки для развития слухового восприятия Игрушки для развития мышления Игрушки для развития речи и языка Игрушки для социально-эмоционального развития Материалы для изобразительного творчества Средства для музыкального развития Книги для детей Книги для родителей Видеокассеты с записями игровых сеансов Организация среды. Пространство обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности: зоны сюжетно-ролевых игр (“больничка”, “парикмахерская”, “магазин”, “комната”, “кухня” и т.д.) зона активных игр (спортивные модули, мячи, маты) 4 зоны релаксаций (сенсорная беседка, полотна, коврики, домики – палатки, качели) зона игр с песком и водой, природным материалом зона интеллектуальных игр для развития высших психических функций (настольно-печатные игры, наборы карточек и т.д.) “строительные” зоны (конструкторы, строительные наборы из различных материалов разной степени сложности) зона игр по развитию мелкой моторики музыкальная зона (музыкальные инструменты, микрофон, магнитофон, записи с разными мелодиями, караоке) зона для рисования и прикладной деятельности (мольберты, столы, бумага, краски, карандаши, пластилин, кисти, цветная бумага, картон, клей, природный материал и т.д) Специалисты. Специфика работы Игротеки МАДОУ подразумевает наличие ряда специалистов: педагога - психолога, учителя - логопеда, воспитателя, педагогов дополнительного образования. В Игротеке всегда находиться воспитатель, он организовывает детей на самостоятельную игру, организовывает групповые занятия. Его роль зависит от тех ситуаций, которые могут возникать с процессе работы с детьми и от возраста детей. Он может выступать организатором игровой среды, наблюдателем, помощником, партнером по общению, партнером по игре, посредником, инициатором игры. Педагогом - психологом организовываются и проводятся коррекционные занятия для детей, нуждающихся в них. Возможно оказания психологопедагогического взаимодействия с родителями воспитанников. Педагогом психологом создается специальная коррекционная программа на каждого ребенка, нуждающегося в коррекции, им проводится целенаправленная 5 работа с родителями. В расписание включаются игры, корректирующие поведение ребенка, как индивидуальные, так и групповые. Учитель-логопед создает речевую среду с целью обучения коммуникативным и когнитивным навыкам. Создает условия для вызывания речевой активности и стимулирования речи детей. Педагоги дополнительного образования проводят занятия по дополнительным образовательным программам, организуют досуговую и клубную деятельность детей и их родителей. Специалисты организуют наблюдение за детьми во время игровой и образовательной деятельности, ведут карточки развития ребенка, где отражается динамика развития тех или иных навыков. Содержание карточки развития включает в себя отражение несколько направлений: физическое развитие общение и развитие речи социальное развитие и игра самостоятельность и независимость этикет Организация занятий и формирование групп. Индивидуальные занятия с ребенком. Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать подобную поддержку и помощь ребенку. Цели индивидуальной игротерапии: создание условий для ощущения ребенком своей эффективности (успешности или возможности контролировать окружение и себя); создание условий для выражения ребенком своих желаний, соображений, аффектов; 6 выявление наиболее эффективных модальностей (тактильной, звуковой и т.д.) и доминирующего игрового стиля ребенка для выработки оптимальной стратегии его обучения; подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности; содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям. Модель плана деятельности педагога № Режимные п/п моменты 1. 7.00. - 7.30. Прием детей Формы организации и формы работы с детьми Самостоятельная деятельность детей (по инициативе и желанию ребенка). Совместная деятельность: подгрупповая и индивидуальная. Формы работы: беседа, игры с правилами, чтение художественной литературы, поручения и т.д. 2. 18.00. - 19.00. Разнообразная Совместная деятельность взрослых и детей. Самостоятельная деятельность детей. детская Формы работы: подвижные дидактические игры, деятельность подвижные игры с правилами, игровые упражнения, сюжетные игры, игры с правилами, подвижные игры сопровождением), (с музыкальным музыкально–дидактическая 7 игра, соревнования, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов, беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, чтение, обсуждение, разучивание. Время посещения (режим работы игротеки) Дети могут посещать Игротеку как в определенное время (по расписанию), так и в том случае, если ребенок проявил желание туда отправиться самостоятельно. Все перемещения каждого ребенка согласовываются с воспитателем группы. Составляется расписание индивидуальных и групповых игровых занятий. Составляется расписание проведения семейных игровых сеансов, клубной работы, досуговых мероприятий, занятий по дополнительным образовательным курсам. Работа с родителями. Специалистами Игротеки организуется работа с родителями: встречи и беседы родителей со специалистами Игротеки; родительские семинары; консультирование родителей по технике общения, воспитания и использования игровых средств; анкетирование для получения обратной связи от родителей ; проведение семейных игровых сеансов; организация выпуска родительской газеты; совместная с родителями организация досуговых мероприятий; клубная деятельность; организация библиотеки и видеотеки для родителей. 8 Список использованной литературы. 1. Российская лекотека (А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина, В.Н.Ярыгин, Л.В.Ярыгтна, И.Е.Аверина, Н.А.Светлова, Н.Я.Семаго, П.И.Шабан, И.В.Шарая, С.В.Уилсон) Москва, 2001 2. В.П.Балобанова, А.Ю.Пасторова Групповая работа с детьми раннего возраста: учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. – СПб.: ИРАВ, 2001. 3. Рылеева Е.В. Вместе веселее ! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2003. 4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести – М.: ИНТОР, 1996. 5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство. – М.: ТЦ Сфера, 2001. 6. Готовность к школе: руководство практического психолога (под редакцией И.В.Дубровиной). – М.: Наука, 1995. 7. Ребекка Р.Фьюэлл, Патриция Ф. Вэдэзи Обучение через игру: руководство для педагогов и родителей (перевод с англ. Л.А.Чистович, Е.В.Кожевниковой) - СПб.: ИРАВ, 1999. 8. Дженни Лешли Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение,1991 9 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)